Становление и развитие морского образования на Юге России в конце XVIII — начале ХХ века :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки – возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Становление и развитие морского образования на Юге России в конце XVIII — начале ХХ века


Автор Дельвиг Н. А.
Страницы 78-83
Статья Загрузить
Ключевые слова морские учебные заведения, подготовка специалистов, учебные программы, содержание обучения, экономическое развитие, реформирование образования, командование флотом
Ключевые слова (англ.) maritime educational establishments, specialist training, educational programs, curricula, educational contents, economic development, reforms in education, fleet commanders.
Аннотация Исследуется процесс становления и развития морских учебных заведений в Крыму и Причерноморском регионе в конце XVIII — начале ХХ столетия в условиях военно-политических и социально-экономических преобразований, происходивших на данной территории. Цель работы — проведение историко-педагогического анализа процесса развития военного и торгового морского образования в регионе. Методологической и теоретической основой исследования стали системный подход, теория социально-общественной обусловленности морского образования, концепция непрерывного профессионального образования и реформирования высшей школы. Показаны влияние педагогических взглядов и идей выдающихся флотоводцев на становление и развитие морского образования в России, необходимость оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях различных уровней.
Аннотация (англ.) Thе article studies the foundation and development of the maritime training institutions in the Crimea and the Black Sea region in the late XVIII — early XX century within the military, political and socio-economic changes that occured in the area. The aim of the article is to analyze conduct the foundation and development of both military and commercial marine education in the region in historical and pedagogical perspectives, that allows us to see the evolution of educational concepts and modification of training maritime experts in the context of significant historical events that affected the quality of training of maritime personnel at various stages of the strategic, military, political and cultural development of the region. The methodological and theoretical basis of the study is a systematic approach, the social-conditioning theory of maritime education, the concept of continuous professional education and the higher education reformation concept. The article also demonstrates scientific contribution and the influence of pedagogical views and ideas of outstanding Naval commanders onto the foundation and development of maritime education in Russia.
Список литературы 1. Бойко В. Н. Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус в Севастополе. Севастополь, 2013.
2. Высочайше утвержденное положение о школе флотских юнкеров в г. Николаеве с переименованием ее в Черноморскую гардемаринскую роту, № 26170 от 16 апреля 1852 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗ). Ч. 2, т. 27. СПб., 1853.
3. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки по истории детского воспитания. СПб., 2009.
4. Захарова Е. Г. Основные тенденции развития системы морского образования в России конца XIX — начала XX века // Морское образование. 2011. № 2. C. 248—255.
5. Золотарев В. А. Военная литература. Военная история. Три столетия Российского флота: XIX — начало XX века. URL: http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/11.html (дата обращения: 17.05.2017).
6. Несколько слов об училище торгового мореплавания в Гамбурге // Морской сборник. 1859. Т. 39, № 1. С. 149—151.
7. Нохрин В. М. Реформирование системы военно-учебных заведений России: история и современность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2011. № 19 (236). C. 12—16.
8. О дополнении и изменении положения и штата Школы флотских юнкеров в г. Николаеве, № 29612 от 24 августа 1855 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 30. СПб., 1856. 
9. О количестве учеников на судах, № 22732 от 12 ноября 1848 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 23.
10. Об учителях в Херсонском училище, № 8429 от 24 сентября 1835 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 10. СПб., 1836.
11. Об учреждении корабельных и штурманских училищ для Балтийского и Черноморского флотов, № 18634 от 20 августа 1798 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 25.
12. Об училище торгового мореплавания в Херсоне, № 6788 от 7 февраля 1834 г. // ПСЗ. Ч. 2, т. 9. СПб., 1835.
13. Скрицкий Н. Первые черноморские морские училища // Морской флот. 2003. № 5. С. 32—33.

Назад в раздел