Филология, педагогика, психология

2017 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Нестандартные задачи в компетентностном обучении математике

Страницы / Pages
80-87

Аннотация

Анализируются различные типы нестандартных задач, выявляются их основные характеристики, связанные с особенностями процесса формирования познавательной компетентности школьника в обучении математике, обобщаются понятия проблемной, эвристической, исследовательской, творческой, поисковой задачи. Предложен единый подход к определению понятия нестандартной задачи на основе исследования ее структуры: содержание — форма предъявления — процесс решения — результат. Приведены примеры математических задач, которые можно отнести к нестандартным.

Abstract

The authors analyse various types of non-standard tasks, identifies their main characteristics related to the formation of cognitive competence in mathematical education. The article explores ways of solving heuristic, research, and creative problems. A comprehensive approach to the definition of the nonstandard task is proposed. The proposed structure of the problem is based on the following scheme: content — form of presentation — process of solving — result. The authors give examples of mathematical problems that can be defined as non-standard ones.

Список литературы

1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод. пособие. М., 1981.
2. Бакулевская С. С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
3. Далингер В. А., Пустовит Е. А. Роль и место задач в формировании учебно-исследовательской компетентности учащихся школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 2 (20). С. 51—55.
4. Демченкова Н. А. Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в педвузе : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2000.
5. Епишева О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе : курс лекций. Тобольск, 1997.
6. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
7. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
8. Калошина И. П., Добровольская Н. А. Творческие задачи на создание дополнительных построений. Ростов н/Д, 1984.
9. Кнебельман Д. З. О проблемных задачах // Методические рекомендации по математике. Вып. 12. М., 1991. С. 67—75.
10. Ковалевская Е. В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000.
11. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. 1 : Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М., 1977.
12. Кудрявцев В. Т. О проблемном обучении как способе умственного развития // Обучение и развитие. М., 1966. С. 54—60.
13. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решения. М., 1970.
14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
15. Липатникова И. Г., Паршина Т. Ю. Эвристическая математическая задача как средство формирования когнитивной компетентности // Фундаментальные исследования. 2012. № 9(1). С. 98—102.
16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1985.
17. Миракова Т. Н. Математика, творчество, личность: практико-ориентированная модель гуманитаризации обучения математике в школе : монография. Орехово-Зуево, 2013.
18. Митенева С. Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2005.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1999.
20. Тестов В. А. Стратегия обучения математике : монография. М., 1999.
21. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977.
22. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М., 2003.
23. Цукарь А. Я. О типологии задач // Современные проблемы методики преподавания математики / сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М., 1985. С. 132—139.
24. Шабаев И. Г. Сочетание алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся в процессе обучения : дис. … канд. пед. наук. М., 1977.
25. Шмигирилова И. Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии : дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005.
26. Шмигирилова И. Б. Методика реализации развивающей функции геометрических задач. Петропавловск, 2008.
27. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы // Вестник Челябинского педагогического государственного университета. 2012. № 5. С. 209—221.
28. Шмигирилова И. Б. Формирование познавательной компетентности школьников// Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 4. С. 40—44.