Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных исследований :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных исследований


Автор Симаева И. Н.
Страницы 84-90
Статья Загрузить
Ключевые слова дети-мигранты, система образования, эмоциональный интеллект детей-мигрантов, субъективное психологическое благополучие, идентичность, психологический механизм превенции терроризма
Ключевые слова (англ.) migrant children, educational system, migrant children’s emotional intelligence, subjective psychological well-being, identity, psychological mechanism of terrorism prevention
Аннотация Приведен анализ направлений и подходов к научным исследованиям проблем, возникающих при обучении детей-мигрантов в полиэтничных образовательных учреждениях России. Показана актуальность изучения эмоциональной экспрессии инофонов и билингвов и развитие их эмоционального интеллекта. Указана особая необходимость междисциплинарных исследований по изучению и формированию у детей-мигрантов устойчивой идентификации с принимающей страной и поддержки ощущения психологической безопасности для противодействия вовлечению в терроризм.
Аннотация (англ.) This article analyses trends in, and approaches to, research into problems associated with teaching migrant children at Russian multi-ethnic educational institutions. The author stresses the need to study emotional expression in non-native speakers and bilingual children and to develop their emotional intelligence. Interdisciplinary research should be aimed to study and develop a stable identification with the host country in migrant children and to create a feeling of psychological security to prevent involvement in terrorism.
Список литературы 1. Алимпиева А. В. Социальная идентичность в условиях культурного многообразия: поиск или навязывание? (на примере Калининградской области)// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 11. Вып.: Филология, педагогика, психология. С. 60—66.
2. Архипов И. К. Язык и языковая личность : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования. СПб., 2008.
3. Балыхина Т. М., Черкашина Т. Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 1. С. 42—49.
4. Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие. М., 2012.
5. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве// Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 86—94.
6. Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Исследование значимых психологических факторов в успешности распознавания эмоций в устной иноязычной речи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 7(640). Сер.: Образование и педагогические науки. С. 108—121.
7. Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Берри Дж. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в Российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 92—104.
8. Лепшокова З. Х. Стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие (на примере Москвы и Северного Кавказа). М., 2012.
9. Лысакова И. П., Уша Т. Ю., Васильева Г. М. и др. Методика обучения русскому языку как неродному : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2015.
10. Маркина Н. А. Проблемы диалога культур в преподавании русского языка детям мигрантов в многонациональной российской школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 4—1. С. 237—242.
11. Мацумото Д. Психология и культура. Этноцентризм, стереотипы и предубеждение. М., 2006.
12. Омельченко Е. А. Социологические подходы к исследованию проблемы интеграции детей мигрантов в образовательной среде // Социология образования. 2014. № 7. С. 116—130.
13. Пиир А. М. Дети-мигранты: условия адаптации и формирование этнической идентичности (по материалам полевых исследований в петербургских школах) // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий / под ред. В. М. Грусмана, Е. Н. Кальщикова, В. Н. Плешкова. СПб., 2009. С. 299—309.
14. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2005.
15. Симаева И. Н., Клемешев А. П. К вопросу о моделях современной научно-образовательной политики в странах Балтийского региона// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11 : Педагогические и психологические науки. С. 7—13.
16. Солдатова Г. У., Гасимов А. Ф. Особенности воспроизведения эмоционально-лицевых экспрессий у лиц с разным уровнем эмоционального интеллекта // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : матер. юбилейной конф. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2015. С. 214—217.
17. Татарко А. Н. Мигранты в Москве: угрозы истинные и мнимые. URL:https://www.hse.ru/data/2010/03/27/1217653503/Tatarko_MigrantsInMoscow.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
18. Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. С. 657—709.
19. Berry J. W. Intercultural Relations in Plural Societies: A Comparative Perspective // The Contribution of Diversity to Social Cohesion / eds. A. Azzi, E. Bribosia, A. Rea, I. Rorive. L., 2012. P. 279—295.
20. Stephan W. G., Stephan C. W. An integrated Threat Theory of Prejudice // Reducing prejudice and discrimination / ed. by. S. Oscamp. Mahwah, New Jersey, 2000. P. 23—44.
21. Jakub М. 4 maps that will change how you see migration in Europe. URL:https://www.weforum.org/agenda/2016/08/these-4-maps-might-change-how-youthink-about-migration-in-eur... (дата обращения: 20.10.2016).

Назад в раздел