Филология, педагогика, психология

2016 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Школьные конфликты как предмет историко-педагогического исследования

Страницы / Pages
67-72

Аннотация

Дано теоретическое обоснование возможности историко-педагогического исследования школьных конфликтов в педагогической науке. В качестве концептуальных основ работы выступают понятие конфликта в педагогической науке; сущностные признаки школьного конфликта в педагогических трудах начала XX в.; философская концепция понятия конфликта как формы и результата отражения действительности; лингвистическая концепция термина «конфликт» как функциональной единицы языка. Намечены дальнейшие направления историко-педагогического исследования школьных конфликтов.  

Abstract

The paper analyses the problem of school conflicts and provides a theoretical substantiation of the possibility of their historical and pedagogical investigation in pedagogy. Using pedagogical writings of the early XX century, the authors explore the conceptual foundations of school conflicts and identify their essential features. Special attention is given to the philosophical conception of the conflict as a means of reflecting reality. The authors also study the linguistic concept of the term as a functional unit of language. In conclusion, the authors define avenues of further research into school conflicts.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.
3. Бобрышев С. В. Становление историко-педагогической науки в России как отражение генезиса ее предмета (вторая половина XIX — начало XX века) // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества. М., 2007. С. 132—133.
4. Боженко В. А. Определение понятия «конфликт» // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2000. № 2. С. 143—147.
5. Вересов Н. Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. М., 2003.
6. Вершинина Н. А. История педагогики как науковедческая дисциплина // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. № 8 (30). С. 56—68.
7. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990. 
8. Громова О. Н. Конфликтология : курс лекций. М., 2000.
9. Дмитриев А. В. Конфликтология : учеб. пособие. М., 2002.
10. Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. М., 1993—1999.
11. Корнетов Г. Б. История педагогики в поисках предмета исследования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. С. 70—85.
12. Кошкина Е. А. Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-педагогического исследования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 11—15.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е доп. изд. М., 1960.
14. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.
15. Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография. Калининград, 2002.
16. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка Владимира Даля. URL: http://v-dal.ru/ (дата обращения: 30.07.2016).
17. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М., 1991.
18. Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика. М., 2000.
19. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров : учеб. пособие. М., 2001.