Филология, педагогика, психология

2016 Выпуск №4

Реализация метапредметного подхода в основной школе

Аннотация

Дана характеристика метапредметного подхода как методологической основы достижения метапредметных результатов образования. Представлены пути реализации метапредметного подхода в основной школе: введение метапредметов; в рамках традиционных учебных предметов — посредством включения в предметную тему урока метапредметной, использования современных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода, реализации межпредметных связей; разработка и реализация надпредметных программ.

Abstract

The article describes the main characteristics of the metasubject approach as a methodological basis of achieving metasubject results in education. There are several ways of realization of the metasubject approach in junior high school — the introduction of metasubjects, inclusion of a metasubject theme in the substantive theme of a lesson within traditional school disciplines, the use of modern education technologies based on the system-activity approach, interdisciplinary and the development and implementation of extrasubject programmes.

Скачать статью

Школьные конфликты как предмет историко-педагогического исследования

Аннотация

Дано теоретическое обоснование возможности историко-педагогического исследования школьных конфликтов в педагогической науке. В качестве концептуальных основ работы выступают понятие конфликта в педагогической науке; сущностные признаки школьного конфликта в педагогических трудах начала XX в.; философская концепция понятия конфликта как формы и результата отражения действительности; лингвистическая концепция термина «конфликт» как функциональной единицы языка. Намечены дальнейшие направления историко-педагогического исследования школьных конфликтов.  

Abstract

The paper analyses the problem of school conflicts and provides a theoretical substantiation of the possibility of their historical and pedagogical investigation in pedagogy. Using pedagogical writings of the early XX century, the authors explore the conceptual foundations of school conflicts and identify their essential features. Special attention is given to the philosophical conception of the conflict as a means of reflecting reality. The authors also study the linguistic concept of the term as a functional unit of language. In conclusion, the authors define avenues of further research into school conflicts.

Скачать статью

К вопросу изучения личности в поликультурном мире

Аннотация

Исследованы современные проблемы личности как носителя социокультурных моделей, вопросы формирования толерантного сознания, взаимосвязь процессов понимания и адаптации личности. В качестве основы понимания выступают фонд общих знаний и рефлексия, растягивание смысла, самооценка, ценности и логико-когнитивная система личности, определение цели сообщения, мыслительная деятельность. Дан анализ понятия «поликультурная личность». Рассмотрены вопросы бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и интеграции последнего в поликультурное мировое пространство.

Abstract

The article considers problems faced by the individual as the bearer of social and cultural patterns. The article focusses on the issues of the conscious formation of tolerance and interconnections between understanding and the individual’s adaptation to reality. General knowledge, reflection, the extension of meaning, self-esteem, a system of values, logic and cognition form the basis of understanding. The author analyses the concept of multicultural identity and explores the problems of non-conflict integration of the personality in the multicultural world.

Скачать статью

Проектные методы как средство развития когнитивных способностей иностранных студентов-медиков в процессе обучения языку

Аннотация

Представлен опыт авторов по разработке и реализации проектных методов для развития когнитивных способностей у иностранных студентов медицинских специальностей. Основная идея авторов заключается в возможности и необходимости развития у иноязычных студентов способностей к познавательной, эмоционально-оценочной и преобразующей деятельности в процессе обучения русскому языку как иностранному на матералах медицинской тематики. Рассматриваются практические аспекты самостоятельной проектной деятельности студентов. Показаны педагогическая технология, проектный метод, техники и приемы развития когнитивных способностей, нацеленные на получение практического результата. Описаны виды деятельности преподавателя и иноязычных студентов как участников проектной работы. Показано, как коррекция уровня языковой и речевой компетенции может способствовать развитию основ клинического мышления.

Abstract

The article presents the authors ' experience in the development and implementation of design methods to the development of cognitive abilities among foreign medical students. The main idea of the authors consists in the possibility and the need to develop foreign language students ' abilities to cognitive, emotional-evaluative and transformative activities in the learning process of Rus-skomu as a foreign language materials on the medical theme- Tiki. Deals with practical aspects of independent design activities of students. Shown educational technology, design method, techniques and methods of cognitive development SPO-the ability aimed at obtaining practical results. Describes the types of activities teachers and foreign language students as participants in design work. It is shown how the correction of the level of speech and language competence can contribute to the development of the foundations of clinical thinking.

Скачать статью

Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников

Аннотация

Охарактеризована разработанная автором модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников с учетом требований профессионального и образовательного стандартов. Описаны блоки модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования, требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Abstract

The article describes an authentic model of the formation of future teachers’ readiness to facilitate the development of social interaction skills in preschool children. The proposed model meets the requirements of the current standards of professional education. The author describes the essence of the model focused on a set of measurable learning outcomes formulated in line with the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal State Educational Standard for Preschool Education and the Professional Standard of Preschool Education.

Скачать статью

Современные подходы к использованию фитнес-программ в физическом воспитании студентов вуза

Аннотация

Анализируется современный процесс физического воспитания в вузе, одним из подходов к модернизации которого является использование различных фитнес-программ. Рассматривается влияние занятий фитнесом на процесс обучения в целом, дается характеристика таких форм физической культуры. Приведен пример использования международной танцевальной фитнес-программы Zumba® Fitness в элективной части дисциплины «Физическая культура» у студентов 1—3-го курсов БФУ им. И. Канта.

Abstract

The article explores new approaches to physical education in university. One of the ways to ensure modernization of physical education is the incorporation of various fitness programmes in the elective part of the curriculum. The author describes the impact of fitness programmes on learning outcomes and characterizes them as a form of activity. The article examines the experience of introducing Zumba® Fitness international dance fitness programme to the elective part of the "Physical education" curriculum for the first, second and third year students of the Immanuel Kant Baltic Federal University.

Скачать статью

К вопросу формирования умений критического мышления средствами иностранного языка

Аннотация

Представлен опыт создания для студентов технического университета, обучающихся по направлению «Биотехнология», учебного пособия, использование которого делает возможным формирование и освоение умений критического мышления на занятиях по иностранному языку. Сегодня формирование критического мышления является одной из главных задач педагогической науки, поскольку эта способность выступает одним из условий успешного функционирования индивида в современном информационном обществе.

Abstract

The article describes a new coursebook designed for students studying Biotechnology. The new coursebook facilitates the formation and development of critical thinking skills in the process of foreign language learning. The formation of critical thinking is one of the main objectives of pedagogy since it ensures successful functioning of the individual in the modern information society.

Скачать статью

Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза

Аннотация

Осуществлен анализ смыслов ритуалов безопасности, свойственных субъектам образовательного пространства. Представляя собой специально организованные формы поведения, ритуалы безопасности ориентированы на обеспечение подконтрольности субъектам факторов, значимых для сохранения их целостности, защищенности и способности к развитию в направлении жизненной цели. Основными смыслами ритуалов безопасности для субъектов образовательного пространства названы обеспечение стабильности деятельности, нейтрализация неблагоприятных для ее выполнения факторов и повышение уверенности в себе.

Abstract

The article describes the essence of security rituals typical of university environment. Being special patterns of behavior, safety rituals aim at ensuring control over certain factors, which are important to maintain security, integrity and ability to achieve a meaningful purpose of life. Other important aims of security rituals in educational environment are ensuring stability, neutralizing factors that may negatively affect it as well as increasing students’ self-esteem.

Скачать статью