Вестник БФУ им. И. Канта

Филология, педагогика, психология

Языкознание

Немецкоязычный сельскохозяйственный дискурс в XVII веке (на материале трактата Соломона Губерта «Stratagema oeconomicum oder Akkerstudent»)

Аннотация

Исследуются особенности формирования немецкоязычного сельскохозяйственного дискурса как особого вида научного дискурса в XVII в. С позиций когнитивно-дискурсивной научной парадигмы проводится анализ трактата «Stratagema oeconomicum oder Akkerstudent», созданного немецким пастором Соломоном Губертом в 1645 г. в Лифляндии. В качестве основного дифференцирующего признака исследуемого дискурса рассматривается лингвокультурный аспект институциональной коммуникации.

Abstract

This article explores peculiarities of the formation of the German agricultural discourse as a special type of scientific discourse of the seventeenth century. The author performs a discursive and cognitive analyses of the treatise «Stratagema oeconomicum oder Akkerstudent» written by the German pastor Salomon Gubert in Livonia in 1645. The linguocultural aspect of the institutional communication is considered as the main distinctive feature of the discourse.

Скачать статью

Информативное поле имен собственных

Аннотация

Рассматривается сложный и мало исследованный в ономастике проблемный вопрос об информативном поле имен собственных (ИС). Представлен авторский взгляд на выделение аспектов информативного поля ИС, их разноплановость и взаимопересечения. Рассмотрен вариант анализа комплексной информации и определения ее значимости для коммуникации на примере развернутого информативного поля ойконима Катынь (Смоленская область), показана методика сбора и обработки эмпирического материала.

Abstract

The present paper considers a complex and onomastically underexplorwed issue of proper names' (PN) informational field. The article highlights the author's view of singling out aspects of the PN informational field as well as their heterogeneity, mutual intersections and interpenetrations. A prospective variant has been offered for a complex information analysis and determination of its communicative significance as exemplified by a developed informational field of the oikonym Katyn' (Smolensk Region). The paper also describes methods of empirical material collection and processing.

Скачать статью

On the study of categorical organization of the concept «system» in the Russian language consciousness

Аннотация

Анализируются некоторые результаты и типы категоризации системных объектов, нашедшие отражение в современном русском языке. C использованием методов традиционной и когнитивной семантики на материале этих единиц исследуется языковая репрезентация категориальных уровней осмысления феномена системы, предпринимается попытка соотнести выявленные классификационные рубрики с разнообразными форматами знаний, а также рассмотреть структуру и содержание этих рубрик в контексте обыденного и профессионального знания.

Abstract

The article analyses certain types and results of the categorization of system objects reflected in the modern Russian language. Using methods of traditional and cognitive semantics, the author explores linguistic representations of categorization levels in the understanding of the ‘system’ phenomenon. The author attempts to correlate the identified classification rubrics with various knowledge formats as well as to consider the structure and content of these rubrics in the context of everyday and professional knowledge.

Скачать статью

Функционально-семантические особенности угрозы реквестивного типа (на материале советских и российских художественных фильмов)

Аннотация

Массовый кинематограф выступает одним из экспликаторов культурно-ментального состояния нации, в полной мере отражающих состояние языка. На основе анализа фрагментов советских и современных российских кинокартин определяются роль и назначение угрозы реквестивного типа, устанавливаются состав и значение различных содержательных компонентов данной разновидности директивных речевых актов. Под угрозой реквестивного типа понимается вопросительно-побудительная конструкция со значением прескриптив-угрозы — один из способов косвенно-производного выражения соответствующего значения.

Abstract

Mass cinematography reflects the cultural and mental state of any nation as well as the state of its language. Based on the analysis of the fragments of the Soviet and contemporary Russian films, the author determines the role and purpose of the requestive threat as a speech act, and identifies the composition and role of various components of requestive threat speech acts as a type. Requestive speech acts are a means of indirectly derived expression of a corresponding meaning.

Скачать статью

Прагматический аспект гендерных комплиментарных высказываний представителей английской лингвокультуры

Аннотация

На материале современной художественной литературы проводится исследование вербальных средств реализации гендерных особенностей комплиментарных высказываний представителей английской лингвокультуры. Способы вербализации гендерной составляющей коммуникантов рассматриваются на материале произведений Дж. Барнса, И. Макьюэна, С. Фрая и других авторов с учетом адресной направленности комплимента. Отмечается преобладание маскулинных комплиментов в адрес женщин.

Abstract

The aim of this article is to examine linguistic manifestations of gender in complimentary utterances in English. The author uses modern fiction as an object of research. Linguistic manifestations of gender characteristics are analysed against the target-related orientation of the complimentary utterances. The author concludes that the overwhelming majority of compliments are paid from men to women. Hence, gender characteristics of the speaker manifest themselves in his language behaviour in general and in producing compliments in particular.

Скачать статью

Прагматические характеристики сложноподчиненных предложений с присоединительными придаточными (на основе немецкоязычного медиадискурса)

Аннотация

Рассмотрены прагматические свойства сложноподчиненных предложений с присоединительными придаточными, реализуемых в немецкоязычном медиадискурсе. В качестве прагматических схем построения гипотаксисных структур исследуемого типа анализируются уточнение, проблематизация, ирония, упрощение, усложнение, предупреждение и аргументация. Выделяются одномодельный и двумодельный типы прагматических моделей сложноподчиненных предложений с присоединительными придаточными.

Abstract

The purpose of this article is to describe pragmatic characteristics of complex sentences with relative clauses in the German media discourse. The author selects the following pragmatic schemes of hypotaxis structures of the studied type: specification, problematization, irony, simplification, complication, prevention and argument. The single-model and double-model types are identified as pragmatical types of complex sentences with relative clauses.

Скачать статью

Литературоведение

Роль интертекста в формировании оппозиции «душа — тело» в рассказе Н. Кононова «Гений Евгении»

Аннотация

Рассматриваются интертекстуальные связи рассказа Н. Кононова «Гений Евгении» (1998) с мифом об Амуре и Психее из книги Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел», рассказом И. А. Бунина «Легкое дыхание» и романом М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия»; раскрывается роль этих связей в формировании художественных концептов «душа» и «тело» у Н. Кононова. Анализируются совпадения текста Н. Кононова с перечисленныме претекстами на тематическом, предметно-образном и лексическом уровнях.

Abstract

The authors examine intertextual links between N. Kononov's story «Eugenia's Genius» (1998) and the myth of Cupid and Psyche from Apuleius «Metamorphoses, or The Golden Ass» by Apuleius, »Light breath» by I. A. Bunin and Roman M. Kundera's «The Unbearable Lightness of Being». The authors explore the role of these relations in the formation of the artistic concepts of «soul» and «body» in N. Kononov's works. The authors аnalyse similarities of N. Kononov's texts with the above mentioned works in their themes, imagery and vocabulary.

Скачать статью

«Грамматика деперсонализации» в идиостиле Егора Летова

Аннотация

В аспекте «поэзии грамматики» рассматриваются некоторые стратегии идиостиля Егора Летова, связанные с выражением субъектной позиции в художественном тексте. Анализируется ряд моделей поэтического синтаксиса: субъектно-предикатные отношения, инфинитивное письмо. Устанавливаются некоторые константы поэтической картины мира Егора Летова, характеризующие положение «Я» в мире.

Abstract

The article discusses several strategies of Egor Letov’s idiostyle associated with his subjective position, which is expressed in a literary text. The authors analyze some models of Letov’s poetic syntax — subject-predicate relations and the prevalence of infinitives. The article describes certain constants of the Egor Letov’s poetic model of the world, characterizing the position of the author’s «I» in the world.

Скачать статью

Педагогика и психология

Реализация метапредметного подхода в основной школе

Аннотация

Дана характеристика метапредметного подхода как методологической основы достижения метапредметных результатов образования. Представлены пути реализации метапредметного подхода в основной школе: введение метапредметов; в рамках традиционных учебных предметов — посредством включения в предметную тему урока метапредметной, использования современных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода, реализации межпредметных связей; разработка и реализация надпредметных программ.

Abstract

The article describes the main characteristics of the metasubject approach as a methodological basis of achieving metasubject results in education. There are several ways of realization of the metasubject approach in junior high school — the introduction of metasubjects, inclusion of a metasubject theme in the substantive theme of a lesson within traditional school disciplines, the use of modern education technologies based on the system-activity approach, interdisciplinary and the development and implementation of extrasubject programmes.

Скачать статью

Школьные конфликты как предмет историко-педагогического исследования

Аннотация

Дано теоретическое обоснование возможности историко-педагогического исследования школьных конфликтов в педагогической науке. В качестве концептуальных основ работы выступают понятие конфликта в педагогической науке; сущностные признаки школьного конфликта в педагогических трудах начала XX в.; философская концепция понятия конфликта как формы и результата отражения действительности; лингвистическая концепция термина «конфликт» как функциональной единицы языка. Намечены дальнейшие направления историко-педагогического исследования школьных конфликтов.  

Abstract

The paper analyses the problem of school conflicts and provides a theoretical substantiation of the possibility of their historical and pedagogical investigation in pedagogy. Using pedagogical writings of the early XX century, the authors explore the conceptual foundations of school conflicts and identify their essential features. Special attention is given to the philosophical conception of the conflict as a means of reflecting reality. The authors also study the linguistic concept of the term as a functional unit of language. In conclusion, the authors define avenues of further research into school conflicts.

Скачать статью

К вопросу изучения личности в поликультурном мире

Аннотация

Исследованы современные проблемы личности как носителя социокультурных моделей, вопросы формирования толерантного сознания, взаимосвязь процессов понимания и адаптации личности. В качестве основы понимания выступают фонд общих знаний и рефлексия, растягивание смысла, самооценка, ценности и логико-когнитивная система личности, определение цели сообщения, мыслительная деятельность. Дан анализ понятия «поликультурная личность». Рассмотрены вопросы бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и интеграции последнего в поликультурное мировое пространство.

Abstract

The article considers problems faced by the individual as the bearer of social and cultural patterns. The article focusses on the issues of the conscious formation of tolerance and interconnections between understanding and the individual’s adaptation to reality. General knowledge, reflection, the extension of meaning, self-esteem, a system of values, logic and cognition form the basis of understanding. The author analyses the concept of multicultural identity and explores the problems of non-conflict integration of the personality in the multicultural world.

Скачать статью

Проектные методы как средство развития когнитивных способностей иностранных студентов-медиков в процессе обучения языку

Аннотация

Представлен опыт авторов по разработке и реализации проектных методов для развития когнитивных способностей у иностранных студентов медицинских специальностей. Основная идея авторов заключается в возможности и необходимости развития у иноязычных студентов способностей к познавательной, эмоционально-оценочной и преобразующей деятельности в процессе обучения русскому языку как иностранному на матералах медицинской тематики. Рассматриваются практические аспекты самостоятельной проектной деятельности студентов. Показаны педагогическая технология, проектный метод, техники и приемы развития когнитивных способностей, нацеленные на получение практического результата. Описаны виды деятельности преподавателя и иноязычных студентов как участников проектной работы. Показано, как коррекция уровня языковой и речевой компетенции может способствовать развитию основ клинического мышления.

Abstract

The article presents the authors ' experience in the development and implementation of design methods to the development of cognitive abilities among foreign medical students. The main idea of the authors consists in the possibility and the need to develop foreign language students ' abilities to cognitive, emotional-evaluative and transformative activities in the learning process of Rus-skomu as a foreign language materials on the medical theme- Tiki. Deals with practical aspects of independent design activities of students. Shown educational technology, design method, techniques and methods of cognitive development SPO-the ability aimed at obtaining practical results. Describes the types of activities teachers and foreign language students as participants in design work. It is shown how the correction of the level of speech and language competence can contribute to the development of the foundations of clinical thinking.

Скачать статью

Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников

Аннотация

Охарактеризована разработанная автором модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников с учетом требований профессионального и образовательного стандартов. Описаны блоки модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования, требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Abstract

The article describes an authentic model of the formation of future teachers’ readiness to facilitate the development of social interaction skills in preschool children. The proposed model meets the requirements of the current standards of professional education. The author describes the essence of the model focused on a set of measurable learning outcomes formulated in line with the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal State Educational Standard for Preschool Education and the Professional Standard of Preschool Education.

Скачать статью

Современные подходы к использованию фитнес-программ в физическом воспитании студентов вуза

Аннотация

Анализируется современный процесс физического воспитания в вузе, одним из подходов к модернизации которого является использование различных фитнес-программ. Рассматривается влияние занятий фитнесом на процесс обучения в целом, дается характеристика таких форм физической культуры. Приведен пример использования международной танцевальной фитнес-программы Zumba® Fitness в элективной части дисциплины «Физическая культура» у студентов 1—3-го курсов БФУ им. И. Канта.

Abstract

The article explores new approaches to physical education in university. One of the ways to ensure modernization of physical education is the incorporation of various fitness programmes in the elective part of the curriculum. The author describes the impact of fitness programmes on learning outcomes and characterizes them as a form of activity. The article examines the experience of introducing Zumba® Fitness international dance fitness programme to the elective part of the "Physical education" curriculum for the first, second and third year students of the Immanuel Kant Baltic Federal University.

Скачать статью

К вопросу формирования умений критического мышления средствами иностранного языка

Аннотация

Представлен опыт создания для студентов технического университета, обучающихся по направлению «Биотехнология», учебного пособия, использование которого делает возможным формирование и освоение умений критического мышления на занятиях по иностранному языку. Сегодня формирование критического мышления является одной из главных задач педагогической науки, поскольку эта способность выступает одним из условий успешного функционирования индивида в современном информационном обществе.

Abstract

The article describes a new coursebook designed for students studying Biotechnology. The new coursebook facilitates the formation and development of critical thinking skills in the process of foreign language learning. The formation of critical thinking is one of the main objectives of pedagogy since it ensures successful functioning of the individual in the modern information society.

Скачать статью

Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза

Аннотация

Осуществлен анализ смыслов ритуалов безопасности, свойственных субъектам образовательного пространства. Представляя собой специально организованные формы поведения, ритуалы безопасности ориентированы на обеспечение подконтрольности субъектам факторов, значимых для сохранения их целостности, защищенности и способности к развитию в направлении жизненной цели. Основными смыслами ритуалов безопасности для субъектов образовательного пространства названы обеспечение стабильности деятельности, нейтрализация неблагоприятных для ее выполнения факторов и повышение уверенности в себе.

Abstract

The article describes the essence of security rituals typical of university environment. Being special patterns of behavior, safety rituals aim at ensuring control over certain factors, which are important to maintain security, integrity and ability to achieve a meaningful purpose of life. Other important aims of security rituals in educational environment are ensuring stability, neutralizing factors that may negatively affect it as well as increasing students’ self-esteem.

Скачать статью