Филология, педагогика, психология

2016 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Теоретические основания реализации консалтинга профессиональной деятельности преподавателя вуза

Страницы / Pages
96-106

Аннотация

Представлены результаты теоретических и социологических исследований по проблеме осуществления консалтинга профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Обосновывается целесообразность реализации консалтинговых процедур в рамках системно-синергетического и праксеологического подходов на основе ведущих принципов андрагогики, теории контекстного обучения. Ведущие положения игротехнической парадигмы педагогической деятельности в данном исследовании служат базисными основаниями педагогического консалтинга. Продукт консалтинга — принятие преподавателем решений по изменению собственной профессиональной деятельности. Данные решения осознаются преподавателем как собственные и поэтому подлежат обязательному исполнению.

Abstract

This article presents results of the authors’ theoretical and sociological studies of consulting in the field of a university professor’s professional activity. The authors stress the need for consulting within the system-synergetic and praxeological approaches based on the key principles of andragogy and contextual training theory. The major provisions of the game technology paradigm of pedagogical activity serves as the basis for pedagogical consulting. The product of consulting is professors’ decisions to alter their professional activities. These decisions are perceived as made on one’s own and therefore they have to be implemented.

Список литературы

1. Абчук В. А. Менеджмент : учебник для вузов. СПб., 2009.
2. Анисимов О. С. Игромоделирование. Игротехника. Развитие. М., 2009.
3. Анисимов О. С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен). М., 1996.
4. Анисимов О. С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма : в 2 т. М., 2009. Т. 1.
5. Анисимов О. С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма : в 2 т. М., 2009. Т. 2.
6. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технология. М., 2002.
7. Блок П. Безупречный консалтинг. СПб., 2007.
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : в 2 т. М., 2006. Т. 1.
9. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М., 1991.
10. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.
11. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Высшее образование России. 2010. №5. С. 32— 37.
12. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе / под ред. проф. Г. Х. Попова. М., 1975.
13. Коуп М. 7 основ консалтинга. СПб., 2007.
14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. М., 1990.
15. Лукашеня З.В. Консалтинг как форма сопровождения инновационной деятельности педагога // Гуманитарные и общественные науки. Научный журнал. 2012. №7.1(31). С. 332—351.
16. Лукашеня З.В. Управление образовательными процессами посредством реализации консалтинговой функции вуза // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы : матер. III междунар. науч.-практ. конф. 26—27 мая 2014 г. Ульяновск, 2014. С. 218—220.
17. Пельменев В. К., Лукашеня З. В. Методика определения успешности реализации консалтинговых процедур // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 39—48.
18. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008.
19. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
20. Черкасова И. И. Характеристика современного педагогического мышления в контексте модернизации профессиональной подготовки учителя // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5, №27. С. 164—169.
21. Шейн Э. Г. Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «клиент — консультант». СПб., 2008.
22. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
23. Якунин В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. СПб., 1998.