Вестник БФУ им. И. Канта

2015 Выпуск №11

Социальные установки как фактор делинквентного поведения несовершеннолетних

Аннотация

Анализируется вопрос о взаимосвязи установки и социального поведения с такими факторами, как сила — слабость, четкость — амбивалентность установки, а также влияние фактора ситуации. Рассматриваются результаты эмпирических исследований ценностных ориентаций, морально-психологических установок молодежи на выборках старшеклассников и студентов. Исследуются взаимосвязи социальных установок и асоциального поведения детей и подростков. Обсуждаются вопросы влияния на их асоциальное поведение структурной и психологической деформации семьи.
Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение.
Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к ней, увеличение негативных дескрипторов при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.
Особо указывается, что взаимоотношения между родителями и детьми, характеризующиеся непоследовательностью, как и высокая конфликтность, в наибольшей степени способствуют формированию у ребенка агрессии как способа разрешения межличностных конфликтов.

Скачать статью

Проблемы готовности к инклюзивному обра- зованию родителей обучающихся

Аннотация

Готовность к инклюзивному образованию родителей обычных детей и родителей детей с особенностями психофизического развития проблематизируется в аспекте актуализации задачи компетентностного наполнения инклюзивной готовности педагога. Определено понятие со-готовности неоднородной группы родителей полисубъектного образовательного пространства. Приведены результаты эмпирического ис-следования готовности родителей обычных детей и детей с особенностями психофизического развития к обучению ребенка в условиях инклюзивного образования в Республике Беларусь. Установлены и сформулированы общие проблемы готовности к инклюзивному образованию группы родителей, а также частные проблемы готовности каждой родительской подгруппы.

Скачать статью

Kибербуллинг — новая форма угрозы безопас- ности личности подростка

Аннотация

Поднимается проблема психологического насилия среди подростков, в частности проблема буллинга. Выявляется новая форма угрозы психологической безопасности подростков — кибербуллинг. Подростковый возраст является, по мнению авторов, наиболее уязвимым в отношении психологического насилия, так как в этот период личность претерпевает кардинальные перестройки. Анализируются понятия «буллинг» и «кибербуллинг», выявляются отличительные особенности последнего, вызывающие необходимость принятия новых превентивных мер, релевантных кибербуллингу.

Скачать статью

Помогающие отношения и диагностика привязанности: психометрические свойства опросника IPPA

Аннотация

Анализируются основные психодиагностические инструменты оценки привязанности, среди которых ведущее место принадлежит методикам «Незнакомая ситуация», «Незнакомая ситуация для детей дошкольного возраста», «Завершение историй», шкале К. Кернс и опроснику «Изучение типов привязанности к матери» Г. В. Бурменской и Е. В. Пупыревой; показываются трудности использования данных методик в практике изучения привязанности у подростков и взрослых; описываются основные результаты проверки психометрических свойств опросника привязанности подростков к родителям и друзьям (IPPA) Г. Армсдена и М. Гринберга на русскоязычной выборке.

Скачать статью

Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребенка к обучению в школе

Аннотация

Психологическая готовность ребенка к систематическому школьному обучению в значительной мере определяет успешность усвоения им учебного материала, а состояние семейных взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Цель дан-ной статьи — изучение особенностей влияния семейных взаимоотношений на формирование показателей психической зрелости ребенка. Эмпирическое исследование проводилось с помощью использования специфических методов, позволяющих определить уровень развития основных показателей психической зрелости ребенка, а также установить степень благополучия/неблагополучия семейной атмосферы, в которой он развивается. На основании результатов исследования показа¬но, что дети, воспитывающиеся в семьях с преобладающей благоприятной атмосферой, значительно превосходят своих сверстников в психологической готовности к систематическому школьному обучению. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность педагогам дошкольных образовательных учреждений более дифференцированно построить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Скачать статью

Готовность специалистов учреждения соци- ального обслуживания к управлению социальным содействием клиентов

Аннотация

Описаны результаты исследования деятельности специалистов Центра социальной помощи семье и детям и волонтеров — студентов БФУ им. И. Канта по управлению особой областью социальной активности клиентов Центра — социальным содействием. Выделены связи и проблемы управления, а также перспективы сотрудничества учреждений в данной сфере.

Скачать статью