Анализируется вопрос о взаимосвязи установки и социального поведения с такими факторами, как сила — слабость, четкость — амбивалентность установки, а также влияние фактора ситуации. Рассматриваются результаты эмпирических исследований ценностных ориентаций, морально-психологических установок молодежи на выборках старшеклассников и студентов. Исследуются взаимосвязи социальных установок и асоциального поведения детей и подростков. Обсуждаются вопросы влияния на их асоциальное поведение структурной и психологической деформации семьи.
Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение.
Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к ней, увеличение негативных дескрипторов при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.
Особо указывается, что взаимоотношения между родителями и детьми, характеризующиеся непоследовательностью, как и высокая конфликтность, в наибольшей степени способствуют формированию у ребенка агрессии как способа разрешения межличностных конфликтов.