Вестник БФУ им. И. Канта

2015 Выпуск №08

Жанр memento mori в средневековой немецкой литературе

Аннотация

Рассматривается жанр memento mori в немецкой литературе XI—XII веков. В произведениях этого жанра художественно реализуется категория памяти смертной, он близок близок к проповеди о необходимости покаяния. Типичные для данного жанра тексты Нокера и Генриха фон Мелька включают в себя ламентации об обманчивости мира, кратковременности и тщете земного бытия, напоминание о Страшном суде и заканчиваются молитвой к Богу. В memento mori Генриха фон Мелька отмечается критика зарождающего миннезанга.

Скачать статью

«Зона Фауста» в творчестве Гёте и Пушкина

Аннотация

Рассматриваются «фаустовские мотивы» в жизни и творчестве Пушкина. В контексте сравнения различающихся идейно-поэтических трактовок фаустовского архетипа у Гёте и Пушкина актуализируется проблема так называемой «зоны Фауста» в истории. Делается вывод о христианской сути поэтического гения Пушкина, связанного с основной спецификой национального самосознания России

Скачать статью

Дом в сюжетной структуре поэмы А. И. Подолинского «Борский»

Аннотация

Сюжетное строение поэмы русского писателя пушкинской эпохи А. Подолинского характеризуется в сопоставлении с контекстом русского романтизма и с концептуальными константами русского культурного сознания. Раскрывается функция образа дома в поэтическом целом поэмы. ‘Дом’ анализируется как элемент художественного пространства и как топос с символическими и мифологическими коннотациями.

Скачать статью

Мотив соблазна в мистерии Дж. Г. Байрона «Каин»

Аннотация

Рассматривая одно из самых сложных произведений Байрона, автор сосредоточивает внимание на важнейшем мотиве в сюжете философской драмы. Анализ убедительно показывает, что интерпретация Байроном библейских событий приводит к определенному выводу: стремясь к достижению абсолютной свободы, человек в то же время не в состоянии самостоятельно защитить себя от духовного плена страстей, а душа его не может оставаться независимой от таких полярно противоположных сил, как свет и мрак, добро и зло, Бог и дьявол.

Скачать статью

Духовно-нравственная коллизия в рассказе Г. Уэллса «Дверь в стене»

Аннотация

Специфика основной коллизии рассказа Г. Уэллса «Дверь в стене» рассматривается в духовно-ценностном аспекте. В качестве центральной проблемы текста исследуется вопрос об истинных и ложных ценностях, о видимом и невидимом мирах и границе между ними, о смысле человеческой жизни. Показывается, что образа Уоллеса и его сюжетный путь определяются выбором между ценностями вечными и земными, мирами этим и иным; а с образом героя-повествователя связана оппозиция категорий веры и сомнения, определяющая внутреннюю коллизию рассказа.

Скачать статью

Стихотворения Фатиха Карима периода творческого формирования (конец 1920-х — начало 1930-х годов)

Аннотация

В связи с необходимостью системно-целостного анализа поэтического творчества видного татарского поэта и литературного деятеля Фатиха Карима рассматриваются ранние, но наиболее совершенные в художественном отношении стихи автора, созданные в период становления его поэтического голоса. Их изучение показывает, что процесс творческой эволюции поэта шел от произведений «социально-идеологического заказа» в сторону выражения «живого» человеческого чувства, к лирической сокровенности.

Скачать статью

Оптика видения в романе «Последний предел» Даниэля Кельмана

Аннотация

Рассматривается вопрос текстовой доминанты применительно к «Последнему пределу» — одному из известнейших романов современного немецкого писателя Д. Кельмана. Описывается организация текста в этом романе, проводятся смысловые параллели с другими произведениями мировой литературы. Ставится вопрос о влиянии модернистских опытов ХХ века на творчество писателя. В статье обращается внимание на общие и наиболее характерные черты творческого портрета писателя.

Скачать статью

Экзистенциальный герой Эдварда Стахуры и польский хронотоп свадьбы

Аннотация

Анализируется пространственно-временная структура рассказа Эдварда Стахуры «Свадьба» в интертекстуальном диалоге с одноименной драмой Станислава Выспяньского и в экзистенциальном художественно-философском контексте. Автор фокусирует внимание на проблеме взаимоотношений индивида и национально-исторического коллектива. Анализируется логика решения этой проблемы в романтическом контексте мышления Выспяньского и в экзистенциалистском —у Стахуры.

Скачать статью

Из истории литературных отношений: Ч. Милош и Е. Путрамент

Аннотация

Чеслава Милоша и Ежи Путрамента связывали годы учебы в Вилен¬ском университете имени Стефана Батория и участие в литературной группе «Жагары». В дальнейшем их отношения складывались противоречиво и были прерваны после эмиграции Милоша. Взаимоотношения двух писателей рассматриваются в статье сквозь призму писем Е. Путрамента к Ч. Милошу, опубликованных Милошем в 1998 году

Скачать статью

Синавгические мотивы в творчестве А. Мёрдок (на примере романов «Сон Бруно» и «Черный принц»)

Аннотация

На основе историко-культурологического и сравнительно-сопоставительного методов литературоведческого анализа двух романов показывается роль синавгической мотивики в творчестве Мёрдок. Синавгия представляет собой платоническую концепцию зрения как «со-очия», наложения субъективного и объективного типов света. Именно эта концепция во многом задает световую образность в романах Мёрдок

Скачать статью

Золушка в мужском обличии: герой, жанр и поэтика повести Ежи Косинского «Садовник» («Being There»)

Аннотация

Проводится разносторонний анализ англоязычной повести польско¬го писателя-эмигранта Ежи Косинского. Образ главного героя повести рассматривается в типологическом соотнесении с прецедентными образами мировой литературы, характеризуется сюжетно-композиционное строение, выясняется жанровая специфика произведения. На основе анализа ключевых эпизодов повести демонстрируется смыслообразующая функция приема отражения-зеркальности. Очерчивается рецептивное поле повести.

Скачать статью

Интермедиальное моделирование текста: Д. Лодж. Nice Work

Аннотация

Интермедиальность как характерная особенность современной литературы исследуется на примере романа известного современного прозаика и литературоведа Дэвида Лоджа «Nice Work». В основу анализа произведения положена концепция полиглотизма культуры Ю. М. Лотмана, теории текста М. М. Бахтина и Р. Барта. В качестве отличительной черты романа Д. Лоджа называется визуальность художественно-образного мира, формируемая специфическими художественными средствами. В пиктуропоэтике романа выделяется живописность как генерализующая черта, характеризуется поэтическая роль интермедиальных приемов: портрета и автопортрета, семиотически насыщенного пейзажа, жанровой сцены в визуальном поэтическом ряду романа.

Скачать статью