Филология, педагогика, психология

2015 Выпуск №02

SCHLIESSLICH WILL MAN JA KUNST SCHAFFEN Daniel Kehlmanns humoristische Poetik

Аннотация

Повествование Даниэля Кельмана часто понимается как «ироничное» и тем самым ставится в один ряд с произведениями, написанными в традиции романтизма в духе Фридриха Шлегеля. Правильнее было бы все же говорить о «юморе» в контексте философии пессимизма Шопенгауэра, характерном для поэтического реализма XIX века. Здесь важно не культивирование тоски, возникающей из-за осознания контраста между идеалом и реальностью, а веселое расположение духа (некое утешение) перед лицом трагической действительности.
Роман Д. Кельмана «Измеряя мир», получивший мировое признание, следует рассматривать не как надежный исторический документ, а как свободную игру с биографическими фактами Александра фон Гумбольдта и Карла Фридриха Гаусса. Д. Кельман ориентируется прежде всего на фантастику «магического реализма», характерного для южноамериканских писателей XX века (например, Габриэля Гарсиа Маркеса).

Скачать статью

Я и Каминская-Я и?О субъекте в творчестве Кельмана и произведениях немецкоязычной поэзии

Аннотация

Литературные воплощения субъективности после 1900 года претерпевают существенные изменения, частично обусловившие быстро растущее многообразие и синтез способов создания художественной реальности. В этом контексте рассмотрен роман Даниэля Кельмана «Я и Каминский» (2003). Его материал сопоставлен с поэтическими произведениями немецкоязычных авторов, что позволяет установить сходство и приблизиться к осмыслению наиболее общих тенденций современной культуры.

Скачать статью

Художественный текст на занятиях по немецкому языку с аспирантами: междисциплинарный аспект

Аннотация

На основе отрывков из романов Х. Консалика «Путешествие к Огненной земле» и Д. Кельмана «Измеряя мир» предпринимается попытка концептуального осмысления научной парадигмы в современной прозе и возможности ее применения в качестве материала для обсуждения на занятии по немецкому языку с аспирантами. Судьба ученых на примере литературных героев может послужить ценностным ориентиром для начинающих исследователей.

Скачать статью

Метаповествование в романе Даниэля Кельмана "Слава"

Аннотация

Рассматривается процесс конструирования и реконструирования художественного текста на примере романа Д. Кельмана «Слава» (2009). Используя различные нарративные стратегии, Д. Кельман создает многоуровневое, художественное пространство, основой которого становятся метаповествование и саморефлексия персонажей и повествователя. Двойственность, смешение реальности и вымысла, зеркальность, а также вовлечение читателя в моделирование текста посредством перекрестных ссылок и интертекстуальных связей становятся основой поэтики Д. Кельмана.

Скачать статью

Игровое пространство романа Даниэля Кельмана "Измеряя мир"

Аннотация

Рассматривается относительность игровых правил, которые со¬блюдают в своих исследованиях два гениальных ученых — Александр фон Гумбольдт и Гаусс. Исчерпанность разнонаправленных игровых стратегий ученых объясняется сменой их ролей: из субъектов игры они превращаются в объекты игры Природы, Времени и Случая. Центральная метафора карточной игры в романе определяет его композицию и жанр, который можно дефинировать как постмодернисткий роман о непостижимости природы гениальности

Скачать статью

Оптика видения в романе Даниэля Кельмана "Последний предел"

Аннотация

Рассматривается вопрос текстовой доминанты применительно к «Последнему пределу» — одному из известнейших романов современного немецкого писателя Д. Кельмана. Описывается организация текста в этом романе, проводятся смысловые параллели к другим произведениям мировой литературы. Ставится вопрос о влияние модернистских опытов ХХ века на творчество писателя

Abstract

This article considers the textual dominant in the context of The Farthest Place — one of the most famous novel of the modern German author Daniel Kehlmann. The organization of the novel’s text is described and paral¬lels to other literature works are drawn. The article focuses on the influence of the 20th century modernist experiments on Kehlmann’s works.

Скачать статью