SCHLIESSLICH WILL MAN JA KUNST SCHAFFEN Daniel Kehlmanns humoristische Poetik
Аннотация
Повествование Даниэля Кельмана часто понимается как «ироничное» и тем самым ставится в один ряд с произведениями, написанными в традиции романтизма в духе Фридриха Шлегеля. Правильнее было бы все же говорить о «юморе» в контексте философии пессимизма Шопенгауэра, характерном для поэтического реализма XIX века. Здесь важно не культивирование тоски, возникающей из-за осознания контраста между идеалом и реальностью, а веселое расположение духа (некое утешение) перед лицом трагической действительности.
Роман Д. Кельмана «Измеряя мир», получивший мировое признание, следует рассматривать не как надежный исторический документ, а как свободную игру с биографическими фактами Александра фон Гумбольдта и Карла Фридриха Гаусса. Д. Кельман ориентируется прежде всего на фантастику «магического реализма», характерного для южноамериканских писателей XX века (например, Габриэля Гарсиа Маркеса).
Я и Каминская-Я и?О субъекте в творчестве Кельмана и произведениях немецкоязычной поэзии
АннотацияЛитературные воплощения субъективности после 1900 года претерпевают существенные изменения, частично обусловившие быстро растущее многообразие и синтез способов создания художественной реальности. В этом контексте рассмотрен роман Даниэля Кельмана «Я и Каминский» (2003). Его материал сопоставлен с поэтическими произведениями немецкоязычных авторов, что позволяет установить сходство и приблизиться к осмыслению наиболее общих тенденций современной культуры.
Художественный текст на занятиях по немецкому языку с аспирантами: междисциплинарный аспект
АннотацияНа основе отрывков из романов Х. Консалика «Путешествие к Огненной земле» и Д. Кельмана «Измеряя мир» предпринимается попытка концептуального осмысления научной парадигмы в современной прозе и возможности ее применения в качестве материала для обсуждения на занятии по немецкому языку с аспирантами. Судьба ученых на примере литературных героев может послужить ценностным ориентиром для начинающих исследователей.
Метаповествование в романе Даниэля Кельмана "Слава"
АннотацияРассматривается процесс конструирования и реконструирования художественного текста на примере романа Д. Кельмана «Слава» (2009). Используя различные нарративные стратегии, Д. Кельман создает многоуровневое, художественное пространство, основой которого становятся метаповествование и саморефлексия персонажей и повествователя. Двойственность, смешение реальности и вымысла, зеркальность, а также вовлечение читателя в моделирование текста посредством перекрестных ссылок и интертекстуальных связей становятся основой поэтики Д. Кельмана.
Игровое пространство романа Даниэля Кельмана "Измеряя мир"
АннотацияРассматривается относительность игровых правил, которые со¬блюдают в своих исследованиях два гениальных ученых — Александр фон Гумбольдт и Гаусс. Исчерпанность разнонаправленных игровых стратегий ученых объясняется сменой их ролей: из субъектов игры они превращаются в объекты игры Природы, Времени и Случая. Центральная метафора карточной игры в романе определяет его композицию и жанр, который можно дефинировать как постмодернисткий роман о непостижимости природы гениальности
Оптика видения в романе Даниэля Кельмана "Последний предел"
АннотацияРассматривается вопрос текстовой доминанты применительно к «Последнему пределу» — одному из известнейших романов современного немецкого писателя Д. Кельмана. Описывается организация текста в этом романе, проводятся смысловые параллели к другим произведениям мировой литературы. Ставится вопрос о влияние модернистских опытов ХХ века на творчество писателя
This article considers the textual dominant in the context of The Farthest Place — one of the most famous novel of the modern German author Daniel Kehlmann. The organization of the novel’s text is described and paral¬lels to other literature works are drawn. The article focuses on the influence of the 20th century modernist experiments on Kehlmann’s works.