Социокультурные факторы межкультурной сенситивности студентов вузов :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Социокультурные факторы межкультурной сенситивности студентов вузов


Автор Логашенко Ю.
Страницы 93-102
Статья Загрузить
Ключевые слова [html]межкультурная сенситивность, социальная среда, поликультурность, социальный опыт, направленность обучения, студенты.
Ключевые слова (англ.) This article presents a theoretical analysis of the social-cultural factors contributing to the development of intercultural sensitivity of university stu-dents. The social environment of students’ training plays an important role in the development of intercultural sensitivity. Of special importance are three aspects: the size of the city or the type of the urban environment where stu-dents are study and live; the multicultural features of the environment – both of the city and the university; the capacity of the environment to create condi-tions for diverse social experience. Special role in the development of intercultural sensitivity is played by the academic specialization: the humanities develop not only professional competence, focused on the other person but also personal qualities that con-tribute to sensitivity to cultural differences of others.The results of the study show that the most important factors of intercul-tural sensitivity development are the academic specialisation and the type of the urban environment.
Аннотация Проводится теоретический анализ социокультурных факторов, обусловливающих развитие межкультурной сенситивности у студен-тов вуза. Социальная среда, в условиях которой они находятся в период обучения, играет важную роль для развития межкультурной сенситивности. Особое значение имеют три аспекта: размер города или тип городской среды, где обучаются и проживают студенты; поликультурность среды — как города, так и вуза; способность среды поддерживать или создавать условия для получения разнообразного социального опыта.
Отмечается, что важную роль в развитии межкультурной сенситивности играет направленность обучения: гуманитарная направленность формирует не только профессиональные компетенции, ориентированные на другого человека, но и личностные качества, обусловливающие чувствительность к культурным различиям других людей.
Результаты исследования показывают, что наиболее значимыми факторами межкультурной сенситивности являются направленность обучения и тип городской среды.
Список литературы Гуриева С. Д. Психология межэтнических отношений. СПб., 2010.
2. Иванова Т. В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. Самара, 2003.
3. Иванова Т. В. Городская жизнь как психологический опыт: повторение экспериментов С. Милграма в Самаре. Самара, 2001.
4. Кутбиддинова Р. А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика. 2009. № 5. С. 174—179.
5. Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 12. С. 73—81.
6. Логашенко Ю. А., Симаева И. Н. Сравнительный анализ межкультурной сенситивности у работающих и неработающих студентов // Материалы XII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2011. С. 518—526.
7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
8. Демографическая ситуация // Правительство Калининградской области : [официальный портал]. URL: http://www.gov39.ru/society/index.php?sphrase_ id=72812 (дата обращения: 22.04.2015).
9. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза. Н. Новгород, 2008.
10. Спокойная жизнь. О чем думают и мечтают жители средних городов Рос¬сии? URL: http://www.rg.ru/2010/09/02/reg-jugrossii/gorod.html (дата обращения: 22.04.2015).
11. Чеботарёва Е. Ю. Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2012. № 1. С. 22—28.

Назад в раздел