Вестник БФУ им. И. Канта

Филология, педагогика, психология

Теоретические аспекты образования

Дополнительное образование студентов в условиях нового законодательства в области образования, молодежной политики и культуры

Аннотация

Рассматриваются требования к дополнительному образованию студентов, содержащиеся в актуальных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность учреждений профессионального образования. На основе содержащихся в законодательных документах положений проектируется система современного дополнительного образования студентов.

Скачать статью

Метод проекта в многокультурном образовании: осмысление польского опыта

Аннотация

Анализируются результаты знакомства педагогов Калининградской области в рамках международного проекта с польским опытом многокультурного образования. Показана перспективность в данной сфере ряда методов и техник, в том числе проектного метода. Обсуждаются проблемы готовности педагогов к деятельности в сфере много-культурного и межкультурного образования. Сделаны выводы о степени применимости европейского, в частности польского, опыта в условиях самого западного региона РФ.

Скачать статью

Модель привлечения экспертных сообществ к реализации образовательной политики — совершенствование примерной основной образовательной программы

Аннотация

Сделана попытка описать общую модель привлечения методического, научного, педагогического и других экспертных сообществ к процессам реализации образовательной государственной политики: рассмотрена организации общественного и экспертного обсуждения примерных образовательных программ основного и начального общего образования. Представленная модель описывает нелинейное пространство взаимодействия экспертов, в том числе ключевые процессы, формы и результаты их взаимодействия.

Скачать статью

Неформальные образовательные практики в местных сообществах мегаполиса: неиспользованный ресурс для диалога поколений

Аннотация

На основе анализа отечественной системы непрерывного образования в части общекультурного направления и новаций в сфере дополнительного образования в РФ обоснован один из векторов развития неформального сектора. Раскрывается консолидирующий потенциал практик неформального разновозрастного образования на базе местных сообществ современного мегаполиса, обосновывается перспективность поддержки их самоорганизации с целью налаживания культурной преемственности, создания условий для личностного развития представите-лей разных поколений.

Скачать статью

Особенности формирования индивидуальной образовательной траектории в рамках кластерного подхода

Аннотация

Рассмотрены проблемы российского образования и пути их возможного решения с учетом современных тенденций. Делается вывод о том, что решению данных проблем поможет внедрение в систему образования кластерного подхода. Проанализирована организация взаимодействия между участниками образовательного процесса в рамках традиционного и кластерного подходов. Показано, что при организации под-готовки специалистов в области машиностроения в рамках кластерного подхода возможно решение большинства актуальных проблем. Выявлены особенности и предложены методические рекомендации формирования индивидуальной образовательной траектории.

Скачать статью

Формирование компетентности в области культуры как педагогическая реальность

Аннотация

Общекультурная компетентность рассматривается в соотношении с понятиями культуры, образованности и компетентности и представляется достижимым результатом применения педагогической технологии. Утверждается, что в языковом образовании последняя направлена на формирование коммуникативной, когнитивной, языковой и речевой компетенций и лежащих в их основе культуры общения, куль-туры мышления, культуры языка и культуры речи обучаемого.

Скачать статью

Эмпирическое исследование доверия между участниками образовательного пространства в России и Польше

Аннотация

Исследование посвящено изучению доверия между участниками образовательного пространства гимназии № 32 Калининграда и школы «Геданенсис» г. Гданьска (Польша). Определены закономерности оценки доверия учеников учителям на всех ступенях гимназии. Проведен сравнительный анализ доверия к учителям и родителям подростков калининградской и польской школ. Выявлены особенности оценки доверия польских и российских учителей ученикам и их родителям. Показаны особенности представлений учащихся и учителей о доверии к ним со стороны других людей.

Скачать статью

Психолого-педагогические исследования

Компетентностная интерпретация результатов профессионального образования: история и задачи

Аннотация

Проведен краткий анализ причин перехода к компетентностной интерпретации результатов профессионального образования в России и за рубежом. Рассматривается толкование базовых категорий «компе-тенция» и «компетентность» в системах образования США, Велико-британии, Германии, Франции и России, понимание их структуры и функций для повышения качества результатов образования и установ-ления связи с экономическим развитием государства

Скачать статью

Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами

Аннотация

На основе собственного опыта автор указывает на большие потенциалы метафоры для повышения уровня самосознания педагогов в специальном психологическом тренинге. Раскрывается значение метафоры как для гуманитарных областей знания (на примере психологии), так и для точных наук (на примере математики). Утверждается, что по-скольку каждый человек оказывается носителем особого, свойственного только ему семантического пространства, многие элементы которого метафоричны, то можно выделить набор индивидуальных метафор. На этой основе была создана оригинальная авторская технология, неоднократно применявшаяся в работе с педагогами.

Скачать статью

Трансформация этнической идентичности в условиях постсоветского периода развития независимых государств

Аннотация

Проблема этнической идентичности рассматривается как полимодальная, и в рамках данной статьи проанализированы некоторые социальные, исторические, психологические аспекты ее контекста. Язык является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. В некоторых исторических ситуациях этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этноса, сколько с его символической ролью в процессах формирования чувства родственности с общностью и межгрупповой дифференциации.

Скачать статью

Реновация ценностей в системе образования

Аннотация

Рассматриваются некоторые результаты исследования ценностей молодежи, проведенного в 2012—2013 гг. в Калининграде. Особое внимание уделено пониманию жизненной миссии и месту социально-правовой активности в структуре ценностей. Представлены аргументы внедрения ряда просоциальных ценностей в систему образования.

Скачать статью

Категория психосоматического в психологическом дискурсе XX века

Аннотация

Анализируются основные подходы к содержанию конструкта «психосоматическое расстройство», которое может рассматриваться через призму различных психогенных факторов развития и проявляться в виде соматизации аффективных или психопатологических состояний; описываются теоретико-методологические трудности современного понимания психосоматических расстройств, связанные со множеством их психологических моделей, критериями наличия/отсутствия органических нарушений и возможностями компенсации и обратного развития; рассматриваются психосоциальные факторы риска патогенеза психосоматических расстройств, предложенные в рамках различных психологических традиций — психодинамической, когнитивно-поведен-ческой, социально-контекстуальной, семейно-ориентированной и интегративной.

Скачать статью

Социокультурные факторы межкультурной сенситивности студентов вузов

Аннотация

Проводится теоретический анализ социокультурных факторов, обусловливающих развитие межкультурной сенситивности у студен-тов вуза. Социальная среда, в условиях которой они находятся в период обучения, играет важную роль для развития межкультурной сенситивности. Особое значение имеют три аспекта: размер города или тип городской среды, где обучаются и проживают студенты; поликультурность среды — как города, так и вуза; способность среды поддерживать или создавать условия для получения разнообразного социального опыта.
Отмечается, что важную роль в развитии межкультурной сенситивности играет направленность обучения: гуманитарная направленность формирует не только профессиональные компетенции, ориентированные на другого человека, но и личностные качества, обусловливающие чувствительность к культурным различиям других людей.
Результаты исследования показывают, что наиболее значимыми факторами межкультурной сенситивности являются направленность обучения и тип городской среды.

Скачать статью

Профессиональная подготовка специалиста

Роль самостоятельной работы в формировании креативной компетенции бакалавров педагогического образования (на примере изучения «Основ математической обработки информации»)

Аннотация

Обоснована необходимость формирования креативной компетенции у бакалавров педагогического образования; описаны этапы ее формирования и уровни оценки сформированности. Выявлены роль самостоятельной работы студентов в формировании креативной компетенции и ряд требований к ее организации, способствующей формированию креативной компетенции. Рассмотрен пример организации самостоятельной работы студентов при обучении дисциплине «Основы математической обработки информации».

Скачать статью

Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели

Аннотация

Приведены результаты экспериментального исследования по формированию инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях учреждения высшего образования. Основу процесса формирования этой готовности составила дидактическая модель, реализуемая посредством педагогической метапредметной компетентностно-контекстной технологии. Раскрыты основное содержание данной технологии и механизмы ее реализации. Описаны количественные и качественные индикаторы результативности дидактической модели. Показана результативность использования разработанной дидактической модели в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов.

Скачать статью

Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании

Аннотация

На примере двух вузов Калининградской области в прогностическом плане исследуется межличностный аспект культуры доверия студентов и преподавателей в высшем профессиональном образовании. Разрабатывается определение культуры доверия участников образователь-но¬го процесса, раскрывается структура данного понятия. Приводятся результаты прогнозирования студентами и преподавателями культуры доверия участников образовательного процесса в образовании будущего.

Скачать статью

Физкультурно-оздоровительные технологии

Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся школ Калининградской области по возрастным группам

Аннотация

Проведен анализ мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений Калининградской области. Проанализированы показатели развития основных физических качеств учащихся по возрастным группам. Выявлены основные тенденции и различия в уровнях физической подготовленности и развития физических качеств. Проведено сравнение показателей по возрастным группам, отдельно среди мальчиков и девочек. Полученные результаты позволили наметить пути повышения уровня физической подготовленности учащихся.

Скачать статью

Научный поиск молодых ученых

Эстетическая сенситивность — доминанта в моделировании процесса развития творческих способностей у детей 2—5 лет

Аннотация

Приводится краткое описание интегральной модели развития творческих способностей у детей 2—5 лет, базирующейся на принципе восходящей спиральной динамики. С позиций культурно-исторической психологии, когнитивной науки анализируется роль эстетической сен-ситивности как доминирующего структурного компонента представ-ленной интегральной модели

Скачать статью

Сравнительный анализ терминологии инклюзивного образования

Аннотация

Проводится исследование терминов, обозначающих категорию лиц с психофизическими нарушениями, используемых в правовой и психолого-педагогической литературе, а также изучение влияния их использования на общественное восприятие данной социальной категории. Пред-принята попытка классифицировать понятия, относящиеся к категории лиц с психофизическими дефектами, в соответствии с концептуальными моделями инвалидности — медицинской и социальной

Скачать статью

Становление понятия «тезаурус» в российской педагогической науке

Аннотация

Раскрываются основные линии историко-педагогического исследования понятия «тезаурус» в науке, в том числе российской педагогической науке. Представлены проблемы толкования и основные этапы становления понятия «тезаурус».

Скачать статью

К вопросу становления «Русской идеи» как российского национально-специфического компонента межкультурной коммуникации

Аннотация

Рассматриваются становление и развитие понятия «Русская идея» в русской философско-социальной мысли, его определение, содержание, критика. Выделяется важность формирования национальной идентичности и культурного самоопределения для эффективного межкультурного взаимодействия. Кроме того, раскрывается роль «Русской идеи» как российского национально-специфического компонента, формирующего национальную идентичность в практике межкультурной коммуникации.

Скачать статью