Филология, педагогика, психология

2014 Выпуск №05

Назад к списку Скачать статью

Технологичность или духовность? О смыслах образования в условиях информационного общества и общества знаний

Страницы / Pages
109-119

Аннотация

Отмечается, что в повседневной жизни слова «информация» и «знание» часто объясняются посредством друг друга и приводят к тавтологии. И в научно-педагогической литературе можно наблюдать подобную ситуацию. Сопоставляются понятия «информация» и «знание», анализируются философско-педагогические подходы к образованию в концепциях информационного общества и общества знания, делается  вывод о том, к чему приводит подмена одного понятия другим, когда речь идет о целях-ценностях образования в XXI в. и о компетентностном подходе как способе их реализации.

Список литературы

1. Антоновский А. Ю. О мысли и слове: к проблеме понимания и атрибуции знания. URL: http://episteme.iph.ras.ru/word.pdf
2. Василькова В. В. Концепция общества знания: новая утопия или социальная технология // Общество знания: от идеи к практике : в 3 ч. / под ред. В. В. Васильковой, Л. А. Вербицкой. СПб., 2008. Ч. 1 : Основные контуры концепции общества знания.
3. Всемирный доклад Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «К обществам знания». М., 2005.
4. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4.
5. Зинченко В. П. Дистанционное образование (к постановке проблемы) //Интернет-журнал «Эйдос». 2000. URL: http://www.eidos. ru/journal/2000/0207-02.htm
6. Кемеров В. Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы //Вопросы философии. 2008. № 10.
7. Колин К. К. Информатизация образования: новые приоритеты // Альма-Матер. Вестник высшей школы. 2002. № 2.
8. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни. Дубна,2000.
9. Кутырев В. А. Образование или программирование? // Философия образования. 2009. № 2.10. Лызь Н. А., Познина Н. А. Педагогические риски технизированных образовательных сред // Педагогика. 2010. № 4.
11. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. 2008. № 3.
12. Майер Б. О., Покасова Е. В., Наливайко Н. В. Адаптационная функция системы образования в современных условиях изменяющейся России // Философия образования. 2006. № 2.
13. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.
14. Мелик-Гайказян И. В. Информационный подход в междисциплинарной перспективе // Вопросы философии. 2010. № 2.
15. Наумов Н. Д. Компетентностный подход в образовании: психолого-антропологический аспект // Психология обучения. 2010. № 7.
16. Осмоловская И. М. Проблеммы развития дидактики в информационном обществе // Инновации в образовании. 2009. № 6.
17. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
18. Степин В. С. Проблема аксиологического базиса современного образования // Вопросы философии. 1999. № 3.
19. Урсул А. Д. Природа информации: философский очерк. 2-е изд. Челябинск, 2010.
20. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек (общие законы развития и концепция антропокосмизма). Кишинев, 1986.
21. Фридланд А. Я. Информатика и ее сущность (место информатики в современном мире) // Информатика и образование. 2008. № 4.
22. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. Динамическая теория хаоса. М., 2001.
23. Штер Н. Мир знания / пер. с нем. А. Н. Малинкина // Социологический журнал. 2002. № 2.
24. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.
25. Wiener N. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. P., 1948.
26. Shannon C. E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. 1948. Т. 27.