Филология, педагогика, психология

2013 Выпуск №11

Назад к списку Скачать статью

Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений

Страницы / Pages
152-162

Аннотация

В условиях современных социокультурных реалий инклюзивное образование является наиболее актуальной формой обучения всех детей, включая нетипичных. Цель исследования — проведение компаративного анализа концептуальных основ социально-педагогических детерминант инклюзивного обучения. Представлена интерпретация понятия «нетипичность», сопоставлены трактовки ключевых факторов инклюзивного образования, выделены центральные педагогические компетенции и основные характеристики кондуктивного воздействия, необходимые для успешного формирования инклюзивных образовательных стратегий.

Список литературы

1. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивное образование: международный опыт, современные тенденции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : матер. Междунар. науч.-практ. конф. 20—22 июня 2011 г. М., 2011. С. 41—43..
2. Грибова О. Е. Пути организации подготовки кадров для учреждений интегрированного (инклюзивного) образования // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения : матер. Междунар. науч.-практ. конф. сентябрь 2011 г. Якутск, 2011. С. 44—46.
3. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 2 : Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 3 : Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении.
5. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 5 : Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп.
6. Кузнецова Л. В. Построение «культуры включения» — профилактика рисков инклюзивного образования // Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1. С. 37—43.
7. Самсонова Е. В. Модели организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 4 : Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. С. 3—36.
8. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : метод. пособие / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. М., 2012.
9. Фроловская М. Н. Профессиональный образ мира педагога в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013. С. 100—103.
10. Шеманов А. Ю. Философские предпосылки становления моделей интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования : метод. рекомендации / под ред. А. Ю. Шеманова. М., 2012. С. 6—17.
11. Amaladoss K. Supporting children with autistic spectrum disorders in a mainstream classroom // Supporting inclusive practice / ed. G. Knowles. L. ; N. Y., 2006. P. 111—125.
12. Archer L. The impossibility of minority ethic educational «success»?: an examination of the discourses of teachers and pupils in British secondary schools // Equality, participation and inclusion 2: Diverse contexts / ed. J. Rix [et al.]. L. ; N. Y., 2010. P. 232—250.
13. Armstrong F. Inclusive education: school cultures, teaching and learning // Teaching and learning in diverse and inclusive classrooms: Key issues for new teachers / ed. G. Richards, F. Armstrong. L. ; N. Y., 2011. P. 7—18.
14. Jordan A. Introduction to inclusive education. Toronto, 2007.
15. Loreman T. Inclusive education: Supporting diversity in the classroom / ed. T. Loreman [et al.]. L. ; N. Y., 2010.
16. McIntyre D. Has classroom teaching served its day // Equality, participation and inclusion 1: Diverse perspectives / ed. J. Rix [et. al.]. L. ; N. Y., 2010. P. 67—89.
17. Peters S. J., Oliver L. A. Achieving quality and equity through inclusive education in an era of high-stakes testing // Prospects. 2009. № 39. Р. 265—279.
18. Peterson M. J., Hittle M. M. Inclusive teaching: The journey towards effective schools for all learners. Boston, 2010.
19. Porter J., Daniels H. Special educational needs and inclusion in a broader context. Learning needs and difficulties among children of primary school age: definition, identification, provision and issues // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013. С. 679—683.
20. Smith T. E. Teaching students with special needs in inclusive settings. Boston, 2008.