Филология, педагогика, психология

2012 Выпуск №02

Назад к списку Скачать статью

Обучение пониманию научного текста на основе моделирования смысловых связей: теоретические основы концепции

Страницы / Pages
108-116

Аннотация

Рассматриваются лингвометодические и психолингвистические основы моделирования научного текста. Они касаются единиц текста, внутритекстовых связей и элементов модели. В контексте моделирования изучены текстообразующие функции предложения.


The paper explores linguistic, methodological and psycholinguistic aspects of scientific text modelling. These aspects relate to text units, intratexual links and elements of the model. The article also examines text forming functions of the sentence.

Список литературы

1. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. М., 1970. Т. 1. С. 41.
2. Вишнякова С. А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста. СПб., 2001.
3. Вишнякова С. А. Смысл и форма научного текста : учеб. пособ. для иностранных студ.-медиков I—III курсов. СПб., 1999.
4. Вишнякова С. А. Функциональный подход к обучению понимания научно-учебного теста (на материале делового общения) // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. II Всероссийская научно-методическая конференция. СПб., 2009. С. 120—122.
5. Вишнякова С. А. О принципе учета влияния коммуникативного намерения на структурно-смысловую организацию текста как ведущего при анализе дискурса научного текста //  Материалы ХХХVIII межд. филол. конф. Вып. 20: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. СПб., 2008. С. 141—150.
6. Вишнякова С. А. Теоретические основы принципа семантического предвосхищения текста // Русский язык как иностранный. Теория. Исследования. Практика. СПб., 2009. Вып. 10. С. 87—95.
7. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
8. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—VIII классов. М., 1956. Вып. 78. С. 79—95.
9. Зимняя И. А. Понимание как результат рецептивных видов речевой деятельности // Психология и методика обучения чтению на иностранном языке. М., 1978. С. 3—12.
10. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1983.
11. Малахова В. А. Зависимость характера речевого высказывания от постановки  мыслительной задачи (в разных возрастных группах) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980.
12. Плякко А. Т. Построение коммуникативных задач как способ выработки умения выражать мысли на изучаемом языке: мышление и общение. Алма-Аты, 1973. С. 225—226.
13. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. Сложное синтаксическое целое. М., 1973.
14. Русская грамматика : в 2 т. / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
15. Слюсарева Н. А., Теплицкая Н. И. Гиперсинтаксический уровень языка и лингвистическое членение текста // Предложение и текст в семантическом аспекте. Калинин, 1978. С. 96—97.
16. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
17. Соколов А. Н. Психологический анализ понимания иностранного текста // Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. С. 196—213.
18. Firbas J. On de fining them in functional sentences analysis // Travaux, Lingustiques de Prague. 1966. C. 46.
19. Halliday M. A. The place of F. S. P., in the system of linguistic description // Papers on functional sentence perspective / ed. by F. Danes. Prague, 1974. P. 44.
20. Todorov T. Reading as construction // The reader in the text. Princeton, 1980. С. 67.
21. Trimble L. English for science and technology. Cambrige, 1985.
22. Золотова Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. М., 1979. С. 113—133.
23. Слюсарев А. А., Жукова А. А. Биология. Киев, 1987.
24. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М., 1998.
25. Физиология человека / под ред. Г. И. Косицкого. М., 1985.
26. Струков А. И., Серов В. В. Патологическая анатомия. М., 1995.