Вестник БФУ им. И. Канта

2009 Выпуск №05

Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Аннотация

Рассматривается ряд причин, приводящих к школьной неуспешности: недостаточность фоновых, операциональных и регуляторных компонентов учебной деятельности. Описаны основные положения инновационной психолого-педагогической программы «Пространство развития», методологическим основанием которой являются современные представления о закономерностях формирования мозга и телесности ребенка в онтогенезе. Представлены результаты статистического анализа эффективности внедрения в условиях массовой школы профилактической части программы сопровождения первоклассников. Доказаны достоверно значимые положительные изменения в формировании ВПФ у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Скачать статью

Психологические проблемы гражданского брака

Аннотация

Рассматриваются проблемы так называемого гражданского брака — незарегистрированных брачных союзов (сожительств). Рассматривается история гражданского брака в России, анализируются публикации американских исследований гражданского брака, а также приводятся данные исследований авторов о взглядах мужчин на гражданский брак.

Скачать статью

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Аннотация

Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества. Предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления.

Скачать статью

Пространство Я: теоретическая модель и диагностика

Аннотация

Представлены теоретические основания эмпирического исследования самосознания, понимаемого как сознание себя в мире. Приводится и эмпирически тестируется модель пространства Я. Ее специфика заключается в том, что Я рассматривается в контексте, который обычно с Я не ассоциируется, а с традиционной точки зрения даже противопоставляется ему. В соответствии с указанной моделью разработана методика «Пространство Я», включающая соответствующие шкалы-подпространства Я: собственно «Я», «Тело», «Мир», «Люди», «Значимое».

Скачать статью

Проблемы детской лжи в духовном становлении ребенка

Аннотация

Анализируются теоретические позиции по проблеме духовности. Представлены данные эмпирического исследования одной из характеристик духовного развития ребенка — детской лжи.
Для изучения особенностей проявления детской лжи применялся модифицированный вариант экспериментальной методики Пола Экмана. Респондентами исследования являлись дети старшего дошкольного возраста — пяти-шести лет.

Скачать статью