Предисловие
Когнитивно-коммуникативные аспекты филологических исследований
Пропозитивный номинант как тип языкового знака
АннотацияПропозитивный номинант выделяется как особый тип языкового знака. Процесс номинации функционально-структурированных событий рассматривается в ономасиологической стратегии. Интерпретация обозначенной в названии проблемы проводится на базе функционально-структурированного знака с означающим в форме простого предложения с глагольными сказуемыми.
Динамика реализации смысла в синтаксисе и концептуальные смещения на периферии синтаксических полей
АннотацияНа материале немецких придаточных предложений описывается явление концептуального смещения, что создает само поле — ядро и все более отдаляющуюся периферию. В ней многозначность синтаксических единиц сменяется совмещением значений и концептов, в оптимальных условиях прототипически противопоставленных. Создается наложение полей друг на друга. Огромную роль при этом играет лексика.
К вопросу о модальности, интенции и интенциональности
АннотацияУточняются некоторые аспекты описания и взаимоотношений категорий языковой и текстовой модальности, интенции и интенциональности.
Функционирование сочинительных союзов на межфразовом уровне
АннотацияРассматривается специфика дискурсивного функционирования инициальных сочинительных союзов, обусловленная как внутренними свойствами союза, так и межфразовым статусом и контекстом.
Темпоральная категория «повседневность» (аксиологический аспект)
АннотацияРассматриваются лексические средства реализации аксиологической составляющей категории ‘повседневность’ в английском языке.
Познавательная значимость когнитивно-семантического моделирования механизмов метафорического выбора
АннотацияРассматривается метафора как когнитивно-семантический инструмент. Метафора способна пролить свет на образно-интуитивные механизмы творческого мышления, восполняя пробелы в процессе логически-рационального познания, что открывает возможность описания концептуальных абстракций.
Концепт «граница» в романе В. Хильбига «Временное пристанище»
АннотацияПредпринимается попытка обозначить некоторые проблемы, связанные с концептом «граница» в современной немецкой литературе на примере книги В. Хильбига «Временное пристанище».
О характере субъектно-объектного взаимодействия в художественной биографии
АннотацияРассматривается специфика релевантных для художественной биографии субъектно-объектных отношений. Особое внимание уделяется взаимовлиянию субъекта-реконструктора и субъекта-прототипа, возникающему в процессе работы автора над документальным материалом.
Роль презенса в языковом структурировании пространственно-временного континуума художественного текста
АннотацияОпределяется специфика локально-темпоральной организации немецкоязычных литературно-повествовательных текстов ХIХ—ХХ веков. В данном контексте рассматривается многозначность немецкого презенса, выявляется его стилистический потенциал.
Местоименные обращения в шведском и английском языках
АннотацияПредпринимается попытка проследить историю выражения уважительности на примере личных местоимений 2 лица в шведском и английском языках, исходя из понятий «власть» и «солидарность» Р. Брауна и А. Гилмана (1960), а также теории вежливости П. Браун и С. Левинсона.
Окказиональные образования как персуазивные маркеры дискурса «Общество событий и развлечений» (‘Fun-/ Erlebnis-/ Spaßgesellschaft’)
АннотацияПредпринимается попытка представить основные персуазивные техники репрезентации дискурса Fun-/Erlebnis-/Spaßgesellschaft на примере анализа окказиональных образований, представляющих концепт «развлечение» в понимании «нового» поколения молодежи.
Специфика языковой репрезентации картины мира диариста-профессионального писателя
АннотацияОхарактеризовано влияние писательского статуса диариста на формирование и способы экспликации языковой картины мира соответствующего типа дискурса.
Проблемы теории и методики языковой подготовки в вузе
Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневной системы высшего образования
АннотацияРассматриваются факторы, определяющие диверсификацию целей обучения иностранному языку в условиях двухступенчатой системы высшего образования. Предлагается модель многоаспектного обучения иноязычному деловому общению в неязыковом вузе.
Теоретико-методологические предпосылки проектирования педагогических технологий в процессе подготовки лингвистов
АннотацияРаскрываются основные теоретико-методологические предпосылки проектирования педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки лингвистов в вузе. Исследуются основные тенденции развития образования, подходы к пониманию сущностных характеристик проектирования педагогических технологий, структура и содержание проектирования.
К вопросу реформирования высшего образования на современном этапе
АннотацияРассматривается возможность использования модульной системы при обучении студентов иностранному языку в условиях реформирования современной системы высшего образования.
Иноязычная компетенция в аспекте междисциплинарных связей
АннотацияРассматривается вопрос о том, какие знания необходимы будущим специалистам в новых социально-экономических и культурных условиях существования человечества и какие компетенции следует считать приоритетными.