Научная жизнь
Обзор международной научной конференции «V Пелевинские чтения»
Рецензии
Васильева И. Б. Госэкзамен — на «отлично»: учебно-методическое пособие для студентов V курса ФЛиМК по подготовке к заключительному лексико-грамматическому тесту по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка
Педагогическая практика по иностранному языку: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Ю. Тамбовкиной. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 155 с.
Кравченко И. П., Мазановой С. Е. Английский язык для экономистов: учебно-методическое пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 51 с.
Когнитивно-дискурсивные аспекты лингвистических исследований
Проблемы перевода на русский язык разговорной речи и диалектов в новеллах Гюнтера Грасса
АннотацияИсследуются лексические и фонетические особенности перевода на русский язык разговорной и диалектальной речи персонажей произведений современного немецкого писателя Г. Грасса. Проанализированы методы художественного перевода и средства, использованные при передаче переводчиками данцигского диалекта на русский язык.
Роль фактора воспоминаний в формировании художественной картины мира в текстах австрийского модернизма (на материале произведений А. Шницлера)
АннотацияРассматривается феномен воспоминаний и его место в художественной картине мира австрийского модернизма. Особое внимание уделяется воспоминаниям о детстве, осмысливаемым модернистами как негативный жизненный опыт.
Некоторые аспекты когнитивной теории многозначности
АннотацияРассматривается полисемия как концептуальный феномен, приводится краткий обзор работ отечественных и зарубежных лингвистов, занимающихся исследованием явления многозначности. Особое внимание уделяется вопросам организации полисемии в ментальном лексиконе.
Когнитивный и языковой аспекты формирования событийных концептов
АннотацияПонятие событийного концепта анализируется в динамическом процессе его оформления в сознании реципиента, показана функциональная семантико-синтаксическая структура событийных концептов с разными категориальными функциональными отношениями между участниками соответствующих событий; представлен также лингводидактический аспект использования теории событийного концептообразования.
Основные положения концепции немецко-русского словаря неологизмов
АннотацияРассматривается ряд концептуальных соображений о структуре и содержании немецко-русского словаря неологизмов, который позиционируется авторами как специальный двуязычный словарь пассивного типа для русскоязычного пользователя и призван дополнить существующие немецко-русские словари общей лексики.
Особенности блогового дискурса
АннотацияОсвещается проблема репрезентаций знаний в блоговом дискурсе. Рассматриваются структура и особенности блога на примере англоязычных сайтов СМИ. Блоговый дискурс исследуется как диалогичное и интертекстуальное явление.
Концептуальная картина мира и специфика ее формирования
АннотацияКонцепт представлен как ментальный полимодальный продукт нелинейного характера. В основе преобразования смысла лежит мена фигуро-фоновых отношений как одного из свойств восприятия любого типа информации.
Проблемы теории и методики профессиональной подготовки лингвиста в вузе
Функции универсальной профессиональной деятельности специалиста в области иностранных языков и культур
АннотацияИсследуются теоретические основания анализа функций универсальной профессиональной деятельности специалиста в области иностранных языков и культур, их значимости для изучения проблемы формирования универсального специалиста в современной системе высшего профессионального образования.
Проектирование профессионально-направленных учебных материалов в курсе «Иностранный язык» как средство формирования мотивационно-ценностных установок будущего психолога
АннотацияРассматриваются развивающие возможности дисциплины «иностранный язык» в контексте профессиональной подготовки будущего психолога. В качестве педагогического средства формирования мотивационно-ценностных установок предлагается проектирование профессионально-направленных учебных материалов.
Слово — молодым ученым
Метафоризация как модель терминообразования в рамках семантического поля «Страхование» (на материале русского и английского языков)
АннотацияТерминообразование рассматривается в рамках когнитивной лингвистики. Термин характеризуется как явление знаковой природы, соотносящееся с когнитивно-дискурсивной моделью. Метафоризация определяется как модель номинации новых явлений и рассматривается применительно к терминологическим системам на материале английских и русских терминов семантического поля «страхование».
Тематическое развертывание и прагматическое фокусирование в научном тексте
АннотацияДается общая характеристика прагматического фокусирования, раскрывается роль темы научного текста и ее влияние на распределение отдельных фокусов в его структуре. В качестве иллюстрации высказанных положений проводится лингвистический анализ оригинальных немецких источников.
Языковая объективизация концептов в русской и английской культурах (на примере лексемы «зеленый» в устойчивых сочетаниях и фразеологизмах)
АннотацияРассматривается концепт как ментальное культурно значимое образование в коллективном сознании, опредмеченное в форме устойчивых сочетаний и фразеологических единств; выявляется специфика формирования фразеологических концептов с лексемой зеленый/green в английской и русской лингвокультурах.
Особенности процесса формирования межкультурной компетентности студентов неязыковых специальностей в Калининградской области
АннотацияОсвещаются особенности процесса формирования межкультурной компетентности студентов неязыковых специальностей в Калининградской области. Рассматриваются семь путей совершенствования процесса формирования межкультурной компетентности студентов.
К вопросу о культурном компоненте значения лексических единиц в контексте диалога культур
АннотацияПредпринимается попытка раскрыть содержание культурного компонента значения лексических единиц. Особое внимание уделяется вопросу функционирования культурного компонента в структуре художественного текста, а также проблеме передачи культурно-специфической информации в контексте диалога культур.
К проблеме метаязыка описания содержательных объектов языка и культуры
АннотацияРассматриваются глубинные содержательные единицы человеческой ментальности, позволяющие описывать семантику единиц разной семиотической природы. В качестве таковых определяются базовые семантические признаки, способные вывести на один когнитивный уровень языковую семантику и воспринимаемую человеком внеязыковую действительность.
Язык: на перекрестке научных парадигм
Теоретическая лингвистика Г. Гийома и ее значение для научной парадигмы знаний о языке ХХI века
АннотацияРассматривается значение идей ментализма Г. Гийома для современной лингвистики и роль его теории в современной парадигме знаний о языке.
Когнитивно-прагматические аспекты формирования немецкого общественно-политического дискурса
АннотацияНемецкий общественно-политический дискурс рассматривается как когнитивное пространство с определенной структурой, отличающееся динамическим характером, что позволяет исследовать его как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.
Аксиология повседневности сквозь призму языка
АннотацияРассматривается значение метонимии и метафтонимии как средств вербализации категории «повседневность» в английском и русском языках.