И. С. Тургенев и Т. Фонтане: типология эпохи и типология произведений :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

И. С. Тургенев и Т. Фонтане: типология эпохи и типология произведений

Автор Чугунов Д.
Страницы 45-58
Статья Загрузить
Список литературы 1 Здесь и далее цитируется по изданию: Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. Соч.: в 12 т.; Письма: в 18 т. М.; Л.,
1978—1990. В скобках указан том и страница, откуда извлечен пример.
2 Манн Г. Подлинный романист // Манн Г. Соч.: в 8 т. М., 1958. Т. 8. С. 271.
3 Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1958. С. 83.
4 Fontane Th. Von zwanzig bis dreissig: Autobiographisches. Köln, 1997. S. 97—98.
5 Fontane Th. Von dreissig bis achtzig: Sein Leben in seinen Briefen. Köln, 1997.S. 330.
6 См. письмо к Э. Фонтане от 24 июня 1881 г. в: Fontane Th. Von dreissig bis achtzig.
7 Недзвецкий В. А. Русский роман XIX века: К построению истории жанра //Изв. АН РФ. Сер. лит. и языка. 1995. Т. 54. № 1. С. 3.
8 Fontane Th. Von dreissig bis achtzig. S. 226.
9 Fontane Th. Heiteres Darüberstehen. Familienbriefe: Neue Folge. Berlin, 1937. S. 183.
10 См. рецензию на роман Г. Фрейтага «Предки» в воскресном приложении к "Vossische Zeitung" (7 февраля 1875).
11 Цейтлин А. Г. Указ. соч. С. 87.
12 Hock E. Th. Fontanes Verhältnis zur Erzählkunst Turgenevs // I. S. Turgenev und Deutschland. Materialien und Untersuchungen. Berlin, 1965. Bd. 1. S. 111.
13 Fontane Th. Von dreissig bis achtzig. S. 265.
14 Craig G. A. Über Fontane. München, 1997. S. 224.
15 О сложных моментах в отношении Фонтане к общественному прогрессу свидетельствуют, например, строки из его писем к жене (9 июня 1884 года) — о консерватизма и движении вперед, к сыну (9 декабря 1887 года) — о неоднозначном восприятии прусского государства, к Г. Фридлендеру (27 мая 1891 года) — о новом времени и потери в нем многих идеалов и т. д.
16 Fontane Th. Der Stechlin. Kehl, 1994. S. 70.
17 Ibid. S. 237.
18 Ibid. S. 70.
19 О Тургеневе. Русская и иностранная критика / сост. П. П. Перцов. М., 1918. С. 208.
20 Fontane Th. Mathilde Möring. Berlin; Weimar, 1971. S. 118.
21 Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1989. С. 364.
22 Добролюбов Н. А. Литературная критика. М., 1979. С. 288.
23 О Тургеневе. Русская и иностранная критика. С. 77.
24 Reuter H.-H. Fontane: 2 Bde. Berlin, 1968. Bd. 2. S. 640.
25 Ibid. S. 653.
26 В ответ на упреки г-жи Сипягиной, вызванные нежеланием Марианны идти замуж за «бездушного, пошлого... господина Калломейцева», девушка отвечает: «Разве этот ваш хлеб не горек? Какую бедность не предпочту я этому богатству? Разве между вашим домом и мною не целая бездна, бездна, которую ничто, ничто закрыть не может?» (Соч. 9, 299).
27 Reuter H.-H. Die Frau im Erzählwerk Fontanes // Fontane Th. Märkische Romanze.Frauenerzählungen. Berlin, 1964. S. 12.
28 Х.-Х. Ройтер справедливо выводит роман «Штехлин» (1898) из «женской» линии произведений Фонтане: в нем исключительное место принадлежит изображению «мужского» существования. Но даже здесь мы не можем пройти мимо советов молодому графу Вольдемару, данных его тетушкой, настоятельницей монастыря. Эти советы касаются нравственных основ существования человека (глава 16).
29 Рудольф Линдау (1829—1911) был журналистом и автором многочисленных новелл и романов, посвященных изображению общественной жизни современности (не только немецкой). Беседа с ним была впервые опубликована в 1907 году И. Эттлингером (Aus dem Nachlaß von Theodor Fontane. Berlin, 1908. S. 281—294).
30 Ettlinger J. Aus dem Nachlaß von Theodor Fontane. Berlin, 1908. S. 292.
31 Пруцков Н. И. Пореформенная Россия и русский роман второй половины XIX века // История русского романа: в 2 т. Л., 1964. Т. 2. С. 66.
32 Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев — художник слова. М., 1980. С. 168.
33 В письме к сыну Теодору от 9 декабря 1887 года писатель говорил, что Пруссия как государственное образование вряд ли найдет большего поклонника, чем он сам. При этом он никогда бы не сказал, что Пруссия симпатична ему своим духом (см.: Fontane Th. Von dreissig bis achtzig. S. 353).
34 Craig G. Op. cit. S. 252—252.
35 С Х.-Х. Ройтером соглашается и Г. Крэйг: «Это объясняет, почему культурная элита времени Фонтане оказалась почти полностью нечувствительной к его критике. В человеке, создавшем Путешествия, невозможно было видеть кого-либо другого, кроме верного подданного, лояльного королю, дворянству и устоявшемуся общественному порядку. <...> Лишь после опубликования писем в
германистике случилась небольшая революция. По мнению Лукача, в романах, подобных Эффи Брист, Фонтане собственно предрек империи Бисмарка и Вильгельма вторую Йену» (Craig G. Op. cit. S. 252).
36 Reuter H.-H. Fontane. S. 633—634.
37 Fontane Th. Der Stechlin. S. 206.
38 Мопассан Г. де. Иван Тургенев // Полн. собр. соч.: в 12 т. М., 1958. Т. 11. С. 177.
39 Михайлов А. В. Детализация действительности у Теодора Фонтане // Языки культуры: учеб. пособ. по культурологии. М., 1997. С. 381.
40 Там же. С. 384.
41 Reuter H.-H. Fontane. S. 634.
42 И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 276.
43 Fontane Th. Gesammelte Werke. 21 Bde in 2 Serien. Serie 2. Gedichte, Autobiographisches. Reisebücher. Briefe, Kritiken. Nachlaß: in 11 Bde. Berlin, 1911. Bd. 2. S. 373.
44 Михайлов А. В. Указ. соч. С. 393.

Назад в раздел