Philology, pedagogy, and psychology

2021 Issue №3

Back to the list Download the article

On implementing the professional retraining program «Oligofrenope­da­gogics» in a hybrid format

Pages
97-108

Abstract

The article focuses on the urgent issue of the lack in the human resources who will be able to deliver counseling service for physically challenged stu­dents studying in the educational institutions of the Kaliningrad Region. For this reason, the professional retraining program “Oligophrenopedagogics” has been designed and implemented in Immanuel Kant Baltic Federal University. The core points of the program include the questions relevant to professional readiness to teach students with health disabilities and teachers’ inclusive cul­ture. All of them are aimed at gaining the teachers’ competence “to be able to tackle strategic, tactical and operative challenges in inclusive education taking into account the special education policy framework and the specificity of the Kaliningrad Region”.

The effectiveness of the professional retraining program “Oligophreno­pedagogics” is revealed through the results of the final assessment and the feed­back from students. It verifies the actual significance and the great de­mand for the professional retraining program “Oligophrenopedagogics” in the Kalininпrad Region.

Reference

1. Алехина С. В., Денисова О. А., Кобрина Л. М. и др. Инклюзивное образование в XXI веке: феноменология и нормативно-правовое измерение // Педагогиче­ское образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Таганрог, 2020. С. 417—447.

2. Гайдукевич С. Е. Феномен методической подготовки учителя-дефектолога в условиях диверсификации образования лиц с особенностями психофизиче­ского развития // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология. 2020. № 4 (106). С. 33—37.

3. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и огра­ниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Мало­феева. М., 2019.

4. Малофеев Н. Н., Мовкебаева З. А., Хитрюк В. В. и др. Инклюзивное и специ­альное образование. Международный словарь терминов / Общественный совет базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, переподго­товке и повышению квалификации педагогических работников и специали­стов в области инклюзивного и специального образования. Минск, 2020.

5. Назарова Н. М. Междисциплинарный подход в специальной педагогике: история вопроса // Междисциплинарный подход в исследованиях по специ­альной педагогике и специальной психологии : матер. IX Междунар. теорети­ко-методологического семинара. М., 2017. С. 10—16.

6. Об образовании в Российской Федераци: федер. закон № 273-ФЗ от 29 де­кабря 2012 г. с изм. 2020 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 17.04.2021).

7. О коррекционном и инклюзивном образовании детей : приказ Министер­ства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-mino brnauki-rf-ot-7062013-no-ir-53507 (дата обращения: 17.04.2021).

8. Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными воз­можностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную дея­тельность по адаптированным основным общеобразовательным программам : приказ Министерства образования Калининградской области от 28 августа 2017 г. № 897/1. URL: https://edu.gov39.ru/norm/?sect=order&PAGEN_1=1 (дата обра­щения: 17.04.2021).

9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

10. Публичный доклад Министерства образования Калининградской обла­сти 2020. URL: https://edu.gov39.ru/mo/publichnyy-doklad (дата обращения: 17.04.2021).

11. Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С. Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Бал­тийский регион. 2019. Т. 11, № 1. С. 76—91.

12. Симаева И. Н. Охрана здоровья школьников в условиях инклюзивного образования: проблемы и пути их решения // Вестник Балтийского федераль­ного университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11 : Педагогические и психологиче­ские науки. С. 53—57.

13. Старовойт Н. В., Поникарова В. Н. Формирование инклюзивной готовно­сти будущих педагогов: модель, направления, технологии : монография. Курск, 2021.

14. Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностя­ми здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (Проект). URL: http://edu67.ru/files/78/ts-957_071.pdf (дата обраще­ния: 17.04.2021).

15. Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru (дата обращения: 17.04.2021).

16. Рособрнадзор оценил качество образования в регионах России // Феде­ральная служба по надзору в сфере образования и науки : [офиц сайт]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-oczenil-kachestvo-obrazovaniya-v-re gionah-rossii/ (дата обращения: 17.04.2021).

17. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педаго­гов в условиях высшего образования. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/ 14580 (дата обращения: 17.04.2021).