Igor Raspopov and Antoloy Lomov: the founders of the Voronezh syntactic school
- Pages
- 55-63
Abstract
This review is devoted to the linguistic legacy of the Voronezh syntactic school, which was founded by the renowned scholars Igor Raspopov and Anatoly Lomov. We discuss the ideas that were shaping this area of grammatical research from the late 1960s to the early 2010s. Our focus is the theoretical precursors and stepwise development of the Voronezh syntactic school. We emphasise the considerable heuristic potential and didactic value of the findings obtained by the Voronezh scholars.
Reference
1. Распопов И. П. Актуальное членение и коммуникативно-синтаксические типы повествовательных предложений в русском языке : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1964.
2. Распопов И. П. О предмете синтаксиса // Ученые записки Башкирского ун-та. 1964. Вып. 15. Сер. филол. наук, № 6 : Вопросы общего и германского языкознания. С. 23—38.
3. Распопов И. П. Что же такое структурная схема предложения? // Вопр. языкознания. 1976. № 2. С. 65—70.
4. Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики / под ред. Ю. Г. Косарева. М., 1978.
5. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж, 1973.
6. Ломов А. М. Нестареющее наследие // Распопов И. П. Избр. работы по лингвистике. Воронеж, 2005. С. 3—8.
7. Ломов А. М. Типология русского предложения. Воронеж, 1994.
8. Чейф У. Л. Память и вербализация прошлого опыта / пер. О. В. Звегинцевой // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики : сб. статей. М., 2001. С. 3—41.
9. Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл — текст». М., 1974.
10. Сусов И. П. Языковое общение и лингвистика // Прагматические и семантические аспекты синтаксиса : межвуз. сб. науч. тр. Калинин, 1985. С. 3—12.
11. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса. М., 2006.
12. Кашкин В. Б. Кто вы, monsieur de Saussure? // Идеи Фердинанда де Соссюра в современной лингвистике : сб. науч. трудов. Воронеж, 2007. С. 6—20.
13. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. 4-е изд., стер. М., 2005.
14. Каринский М. И. Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных. Пг., 1914.
15. Ломов А. М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка. М., 2007.
16. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика : учеб. для студентов факультетов филологического профиля. 2-е изд. М., 2004.
17. Ломов А. М., Гусман Тирадо Р. Русское сложноподчиненное предложение и проблема его содержательной интерпретации // Вопр. языкознания. 1999. № 6. С. 54—65.
18. Ильина Т. В., Подшивалова Н. И., Сидорова Е. В., Швецова О. А. Актуальные вопросы синтаксической номинации в трудах ученых Воронежской синтаксической школы // Воронежская филологическая школа: история, традиции, современность : сб. науч. ст. Воронеж, 2019.
19. Овчинникова Н. И. Сложноподчиненные предложения, выражающие целевые отношения (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2003.
20. Караваева Н. А., Черникова Н. С. Сопоставительный анализ русских и английских сложноподчиненных предложений с придаточными причины, следствия и уступки / под ред. проф. А. М. Ломова. Воронеж, 2011.
21. Селезнёва Е. В. Сложноподчиненные предложения, выражающие условные отношения (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2011.
22. Правда Е. А. Сравнения в языке поэзии М. Ю. Лермонтова: способы выражения // Грамматические учения в XXI веке: традиции и перспективы : матер. междунар. конф. Воронеж, 2015. С. 128—137.
23. Алексеева Е. А. Природа сказуемого: грамматика vs семантика : монография. Воронеж, 2017.
24. Лукина С. Л. Русские возвратные глаголы и их английские эквиваленты : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2001.
25. Ломов А. М. Очерки по русской аспектологии. Воронеж, 1977.
26. Ломова Т. М. «Язык как фразеология»: опыт лексико-синтаксического описания // Язык, коммуникация и социальная среда. 2010. № 8. С. 202—212.
27. Чирко Т. М. Синтагматика актуальных смыслов и ее парадигматические основания // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 7—11.
28. Ломова Т. М. К вопросу о грамматической периферии: глагол fail как «контекстный вытеснитель» // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж, 2014. Вып. 12. С. 241—254.
29. Lomova T. M., Chirko T. M. Express Corpus Research for Teaching Usage // Festival of Teaching, Festival of NATE : Proceedings of the 20th NATE-Russia International Conference. Voronezh, 2014. Р. 46—47.
30. Чирко Т. М. Скрытая грамматика и языковая компетенция обучаемых // Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке : матер. междунар. науч.-метод. конф. : в 2 ч. Ч. 1. Воронеж, 2000. С. 149—155.
31. Чирко Т. М. Активная грамматика: к содержанию понятия // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 51—55.
32. Chirko T. M., Lomova T. M. Making a message in English: a handbook in lexical grammar of English for Russian learners : учеб. пособие. Воронеж, 2002.
33. Chirko T. M., Lomova T. M. Making a message in English : учеб. пособие для вузов. Воронеж, 2006.
34. Ломов А. М. «Слово о полку Игореве» и вокруг него : монография. Воронеж, 2010.