Cognitive space of the Russian romance
- Pages
- 107-115
Abstract
The article contains a short history of the term “romance” and the genre of Russian romance, describes the problems of studying the romance. Russian romance is presented as a social-cognitive construct with a particular set of historically and culturally conditioned cognitive indicators. A comparative analysis of the texts of the Russian romance and Russian lyrical songs revealed the national characteristics of the lyric song, as well as the cognitive characteristics peculiar to the romance: focus on feelings, emotions, portrait creation, descriptiveness, etc.
Reference
1. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов: (первые десятилетия XX века). М., 2001.
2. Глебов И. Важнейшие этапы русского романса // Русский романс. М. ; Л., 1930.
3. Глебов И. Русская музыка от начала XIX столетия. Л., 1968.
4. Гуревич Л. С. Когнитивное пространство метакоммуникации. Иркутск, 2009.
5. Гусев В. Поэты и их песни // Русские песни и романсы. М., 1989. С. 3—16.
6. Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов // Песни и романсы русских поэтов. М. ; Л., 1965. С. 5—48.
7. Долгушина М. Г. У истоков русского романса. Вологда, 2004.
8. Егорова М. А. «Когнитивное пространство» и его соотношения с понятиями «ментальное пространство», «когнитивная база», «концептосфера», «картина мира» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 61—67.
9. Камалова А. А. Кто и почему плачет в русской народной лирической песне (лингвокультурологическое исследование) // Żmogus kalbos erdvje. 6. Moksliniu straipsniu rinkinys. Kaunas, 2011. С. 267—276.
10. Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896.
11. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. М., 1978. Т. 4.
12. Немзер А. Тринадцать таинственных историй // Русская романтическая новелла. М., 1989. С. 3—7.
13. Никитина С. Е. Сердце и душа фольклорного человека // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 26—39.
14. Перхавко В. Купечество и начало «обмирщения» русской культуры. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/07/01/kupechestvo_i_nachalo_obmirwe niya_ russkoj_kul_tury/ (дата обращения: 07.03.2019).
15. Пропп В. Я. Собрание трудов: Сказка. Эпос. Песня. М., 2001.
16. Русские песни и романсы. М., 1989.
17. Саркисян Л. С. Об одном «несостоявшемся» жанре русской лирики конца XVIII — начала XIX века (Карамзин и Державин) // Русская литература. 1990. № 4. С. 196—202.
18.Словарь русского языка XI—XVIII веков. М., 1983. Вып. 13.
19. Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина : в 2 т. Л., 1983—1986. Т. 1.
20. Соловьев Н. Ф. Романс : энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1899. Т. XXVII (53). С. 59.
21. Степанов Ю. С. Мещане // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004. С. 679—683.
22. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. М., 1988. URL: https:// alindomik.livejournal.com/358855.html (дата обращения: 06.03.2019).
23. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.
24. Хорошко Е. Ю. Лингвостилистические особенности русского романса : дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2004.
25. Яницкая С. С. Жанр романса в лирике Г. А. Хованского // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Минск, 2009. Вып. 6. С. 201—213.