Philology, pedagogy, and psychology

2019 Issue №3

Back to the list Download the article

Cognitive space of the Russian romance

Pages
107-115

Abstract

The article contains a short history of the term “romance” and the genre of Russian romance, describes the problems of studying the romance. Russian romance is presented as a social-cognitive construct with a particular set of historically and culturally conditioned cognitive indicators. A comparative analysis of the texts of the Russian romance and Russian lyrical songs re­vealed the national characteristics of the lyric song, as well as the cognitive characteristics peculiar to the romance: focus on feelings, emotions, portrait creation, descriptiveness, etc.

Reference

1. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских по­этов: (первые десятилетия XX века). М., 2001.

2. Глебов И. Важнейшие этапы русского романса // Русский романс. М. ; Л., 1930.

3. Глебов И. Русская музыка от начала XIX столетия. Л., 1968.

4. Гуревич Л. С. Когнитивное пространство метакоммуникации. Иркутск, 2009.

5. Гусев В. Поэты и их песни // Русские песни и романсы. М., 1989. С. 3—16.

6. Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов // Песни и романсы русских поэтов. М. ; Л., 1965. С. 5—48.

7. Долгушина М. Г. У истоков русского романса. Вологда, 2004.

8. Егорова М. А. «Когнитивное пространство» и его соотношения с понятия­ми «ментальное пространство», «когнитивная база», «концептосфера», «карти­на мира» // Вестник Иркутского государственного лингвистического универ­ситета. 2012. № 3. С. 61—67.

9. Камалова А. А. Кто и почему плачет в русской народной лирической песне (лингвокультурологическое исследование) // Żmogus kalbos erdvje. 6. Moksliniu straipsniu rinkinys. Kaunas, 2011. С. 267—276.

10. Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896.

11. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. М., 1978. Т. 4.

12. Немзер А. Тринадцать таинственных историй // Русская романтическая новелла. М., 1989. С. 3—7.

13. Никитина С. Е. Сердце и душа фольклорного человека // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 26—39.

14. Перхавко В. Купечество и начало «обмирщения» русской культуры. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/07/01/kupechestvo_i_nachalo_obmirwe niya_ russkoj_kul_tury/ (дата обращения: 07.03.2019).

15. Пропп В. Я. Собрание трудов: Сказка. Эпос. Песня. М., 2001.

16. Русские песни и романсы. М., 1989.

17. Саркисян Л. С. Об одном «несостоявшемся» жанре русской лирики конца XVIII — начала XIX века (Карамзин и Державин) // Русская литература. 1990. № 4. С. 196—202.

18.Словарь русского языка XI—XVIII веков. М., 1983. Вып. 13.

19. Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина : в 2 т. Л., 1983—1986. Т. 1.

20. Соловьев Н. Ф. Романс : энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгау­за и И. А. Ефрона. СПб., 1899. Т. XXVII (53). С. 59.

21. Степанов Ю. С. Мещане // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004. С. 679—683.

22. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. М., 1988. URL: https:// alindomik.livejournal.com/358855.html (дата обращения: 06.03.2019).

23. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.

24. Хорошко Е. Ю. Лингвостилистические особенности русского романса : дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2004.

25. Яницкая С. С. Жанр романса в лирике Г. А. Хованского // Научные тру­ды кафедры русской литературы БГУ. Минск, 2009. Вып. 6. С. 201—213.