Inclusive education: barriers for implementation and psychological and pedagogical conditions for successful realization
- Pages
- 93-101
Abstract
The article draws attention to the problem of inclusive education of disabled students. The analysis of statistical data, as well as research in the field of inclusive education in different regions of Russia (Moscow, Kaluga, Kostroma, Ivanovo, Kaliningrad, Samara regions and the Caucasus) show that there are barriers to the implementation of inclusive education in Russia. These barriers are: negative attitudes towards the introduction of inclusion, low level of public awareness, social stereotypes; lack of and limited research in this area. On the basis of the identified barriers of inclusive education, an attempt has been made to determine the psychological and pedagogical conditions for the successful implementation of inclusive education.
Reference
1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 57—61.
2. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М., 2006.
3. Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. Опыт исследования субъективных представлений педагогов об инклюзивном образовании // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. Калуга, 2017. С. 439—447.
4. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
5. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. 2007. № 3. С. 51—58.
6. Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 60—73.
7. Индикаторы образования: 2017 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2017.
8. Индикаторы образования: 2018 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2018.
9. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1.
10. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. матер. II Междунар. науч.-практ. конф. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?ta bid=356 (дата обращения: 10.12.2018).
11. Ительсон Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964.
12. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. URL: http://doc player.ru/49515222-Konvenciya-o-pravah-invalidov-ravnye-sredi-ravnyh.html (дата обращения: 08.10.2018).
13. Королева Ю. А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в условиях современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 291—295.
14. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 6. С. 3—9.
15. Мельник Ю. В. Проблемное поле инклюзивного образования нетипичных детей в современных российских условиях // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98). С. 140—143.
16. Мельник Ю. В. Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 11. С. 152—162.
17. Назарова Н. М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : матер. междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2011, Москва). М., 2011. С. 9—11.
18. Несына С. В., Старовойт Н. В. Особенности представлений о детях с ограниченными возможностями здоровья у педагогов дошкольного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 6. C. 142—145.
19. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.20126 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Пеннин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-novaya- paradigma-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 03.10.2018).
21. Погуца Н. С., Арзыбова О. В. Коррекция социальных стереотипов учителей инклюзивного образования по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 4 (36). С. 69—74.
22. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
23. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013.
24. Сайтханов А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. 2007. № 2. С. 86—94.
25. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 24.11.2018).
26. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов. Ижевск, 2013.
27. Фуряева Т. В., Фуряев Е. А. Инклюзивное образование за рубежом: методологический дискурс // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom-metodo logicheskiy-diskurs (дата обращения: 13.11.2018).
28. Шипицына Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // II региональная научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». СПб., 2010. С. 14—18.
29. Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2010. № 5. С. 12—19.
30. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using evidence-based teaching strategies. URL: http://bookfi.net/dl/1193607/1c1f96 (дата обращения: 12.12.2018).
31. Policy Guidelines on Inclusion in Education. URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0017/001778/177849e.pdf (дата обращения: 11.10.2018).