Philology, pedagogy, and psychology

2019 Issue №2

Back to the list Download the article

Modern tendencies in media communication

Pages
41-51

Abstract

The authors analyse the process of word formation in Russian media as a reflection of the global trends in modern communication. A structural and semantic analysis of word formation is done to identify the most productive models. The authors employ pragmatic analysis to determine the role of neolo­gisms in media texts. The following phenomena are characteristic of the mod­ern media discourse: the presence of foreign language elements (derivational models and affixoids) as a manifestation of functional dynamism and the asso­ciated stylistic contrast between the stem and the formant. Stylistically heter­ogeneous neologisms with foreign affixoids reflect the tendency of internation­alization of communication. Neologisms built on the basis of precedent phe­nomena and contaminated neologisms of the non-conventional type are a manifestation of the so-called game component of communication. Some neol­ogisms are created as a result of a deviation from the traditional derivational models. There are also polycode neologisms. Generally speaking, neologisms are used as a means of increasing the expressiveness of media texts and a means of expressing assessment.

Reference

1. Русский язык конца XX столетия (1985—1995). М., 1996.

2. Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный рус­ский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студентов выс­ших учебных заведений : в 2 ч. М., 2008. Ч. 1.

3. Современный русский язык: Система — норма — узус. М., 2010.

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка : учеб. пособие. М., 1997.

5. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фра­зеология. Морфология : учебное пособие. М., 1997.

6. Рацибурская Л. В., Радбиль Т. Б. Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов в современном русском языке: лингвокультуроло­ги­ческий аспект // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 33—39.

7. Сенько Е. В., Цакалиди Т. Г. Функциональный динамизм русского словооб­разования (на примере суффикса -ант в современном русском языке) // Фило­логические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12—1 (78). С. 150—154.

8. Славкин В. В. Стилистический контраст и стилистический диссонанс в со­временных СМИ // Век информации. 2017. Т. 2, № 2. С. 58—59.

9. Словарь молодежного слэнга. URL: http://teenslang.su/id/23771 (дата об­ращения: 30.01.2019).

10. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразова­тельный. URL: https://www.efremova.info (дата обращения: 30.01.2019).

11. Шишикина А. А. Именная префиксация в современных деривационных процессах: структурно-семантический аспект анализа (на материале новообра­зований российской прессы начала XXI в.) : дис. ... канд. филол. наук. Н. Новго­род, 2010.

12. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. СПб., 2014.

13. Джанаева В. В. Функционирование инокультурных прецедентных фено­ме­нов в современном российском медиадискурсе // Активные процессы в раз­лич­ных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и ин­тернет-коммуникация : матер. междунар. конф. М. ; Ярославль, 2009. С. 112—117.

14. Семенец О. П. Прецедентный заголовок в газетном дискурсе начала ХХI ве­ка: традиции и новаторство // Известия Российского государственного педаго­гического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 183. С. 86—96.

15. Тамерьян Т. Ю. Прецедентные смыслы современного политического дис­курса // Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 409—411.

16. Намитокова Р. Ю., Нефляшева И. А. Семантико-словообразовтельный по­тенциал прецедентных текстов на газетной полосе // Русский язык: историче­ские судьбы и современность: II Междунар. конгресс исследователей русского языка : тр. и матер. М., 2004. С. 437—438.

17. Бакич (Самыличева) Н. А. Трансформация прецедентных феноменов в ме­дий­ном тексте как проявление речевой креативности // Вестник Нижего­род­ско­го университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 5. С. 185—190.

18. Выровцева Е. В. Стилистические особенности текстов печатных СМИ как формы медиавируса // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). С. 125—130.

19. Сенько Е. В. Префиксоиды как сложившаяся система современного рус­ского словообразования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16059 (дата об­ра­ще­ния: 18.12.2018).

20. Попова Т. В. Новые форманты современного русского языка (на материа­ле графодериватов) // Славянские языки и культура в современном мире : тр. и матер. Междунар. науч. симпозиума. М., 2009. С. 124—125.

21. Попова Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа XX—XXI вв. // Лингвистика креатива — 1. Екатерин­бург, 2013. С. 147—176.

22. Земская Е. А. Язык как деятельность: морфема, слово, речь. М., 2001.

23. Беданокова З. К. Эвокативность как когнитивно-семиотическая и рече­язы­ковая форма (на примере российской рекламы) : дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2018.

24. Земская Е. А. Игровое словообразование // Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина. М., 2007. С. 186—194.