Natural and medical sciences

2018 Issue №1

Back to the list Download the article

An Attempt to the economic and geographical analysis of the differentiation of the Russian Federation subjects on of the level and dynamics of the retail trade development

Pages
19-29

Abstract

The level and dynamics of development of retail trade in the context of the subjects of the Russian Federation are highly differentiated. Differentiation is influenced both by the income level of the population and by other factors, since there is no functional dependence between per capita income and the volume of per capita retail trade. Even weaker is the connection between the dynamics of these indicators. The article reveals regional features of the level and dynamics of retail turnover in the context of subjects of the Russian Federation in 2000—2016 through the methods of economic statistical and cartographic analysis. The results of the study are presented in graphs and tables. They can be used to justify the regional policy of the Federation in promoting retail trade development. The authorities of the subjects of the Russian Federation can study the experience of more advanced regions, while network retailers can determine geographical vectors of their expansion.

Reference

1. Аксёнов К. Э. Изменения в размещении розничной торговли и услуг при переходе к рыночной экономике (на примере Санкт-Петербурга, 1988—1996 гг.) // Известия РГО. 2001. Т. 133, вып. 2. С. 58—71.
2. Алексеев А. И., Ковалев С. А., Ткаченко А. А. География сферы обслуживания : учеб. пособ. Калинин, 1988.
3. Берман Б., Эванс Дж. Р. Розничная торговля: стратегический подход / пер. с англ. 8-е изд. М., 2003.
4. Болычев О. Н. О территориальных различиях сетевой организации розничной торговли в Российской Федерации // Вестник Балтийского университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 166—175.
5. Бутов А. М. Рынок розничной торговли продуктами питания. М., 2016. URL: https://dcenter.hse.ru/.../Рынок%20розничной%20торговли%20продук-тами%20питания%202016.pdf (дата обращения: 01.10.2017).
6. Владимирова Л. З. Географические закономерности и проблемы торгового обслуживания населения в сельских местностях Сибири : автореф. дис. … канд. геогр. наук. М., 1973.
7. Григорьев Л., Голяшов А., Лобанова А., Павлюшина В. Потребительский спрос: региональные различия // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2017. № 26. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13597.pdf (дата обращения: 01.10.2017).
8. Григорьева М. А. Территориальное развитие розничной торговли. Иркутск, 2006.
9. Григорьева М. А. Торговое обслуживание населения Байкальского региона // География и природные ресурсы. 2014. № 3. С. 141—147.
10. Ковалев С. А., Покшишевский В. В. География сферы обслуживания как особая экономико-географическая дисциплина // География СССР. Т. 11: Итоги науки и техники. География сферы обслуживания. М., 1974. С. 8—36.
11. Кузнецова О. В. Сетевая торговля: межрегиональные различия и роль иностранных компаний в их формировании //Региональные исследования. 2015. № 4. С. 13—23.
12. Леви М., Бартон А. Основы розничной торговли. М., 1999.
13. Никольский И. В. Вопросы изучения географии внутренней торговли СССР // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 1973. № 2. С. 24—29.
14. Никольский И. В. Региональные различия в розничной торговле // География и природные ресурсы. 1981. № 2. С. 24—29.
15. Носкова Е. В. Оценка факторов, влияющих на развитие розничной торговли Дальневосточного федерального округа // Региональная экономика и управление. 2017. № 3 (51). URL: http://eee-region.ru/article/5102/(дата обращения: 07.10.2017).
16. Покшишевский В. В. География обслуживания, ее проблемы, содержание и место среди экономико-географических дисциплин // Вопросы географии. М., 1972. Сб. 91. С. 6—26.
17. Попова И. Н. Развитие сетевого продовольственного ритейла России : монография. М., 2013.
18. Поросенкова Н. И., Поросенков Ю. В. География торговых центров Воронежской области // Проблемы развития материально-технической базы розничной торговли в селе. Новосибирск, 1969. Ч. 1. С. 137—145.
19. Радаев В. В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М., 2011. 
20. Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России // Аналитика ЛЭСИ / отв. ред. сер. В. В. Радаев. М., 2013. Вып. 14.
21. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) : аналитический обзор РБК. М., 2011.
22. Российский FMCG-ритейл в 2015—2016 гг. и прогноз на 2017—2019 гг. : аналитический обзор / Исследовательское агентство M. A. Research. М., 2016. 
23. Федеральная служба государственной статистики : [офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.10.2017).
24. Cое N. The internationalization/globalization in retailing, towards an economic-geographical research agenda // Environment and Planning A. 2007. № 36. P. 1571—1594.
25. Krugman P. Geography and Trade. MIT Press, 1993.