Балтийский регион

2020 Том 12 №2

Иностранный лоббизм как инструмент сотрудничества Польши и США в оборонной сфере

Аннотация

Военное сотрудничество Польши и США заметно влияет на повестку безопасности в России, Балтийской регионе и Европе в целом. Польша, с одной стороны, стремится стать ключевым партнером США в обеспечении европейской безопасности, с другой — хочет занять лидирующие позиции в этой сфере в отношениях со странами Балтии. В расширении военного сотрудничества с США польское руководство видит и дополнительное преимущество — путь к ускорению экономического и технологического развития. В этой статье изучается один из механизмов, обеспечивающий военное сотрудничество США и Польши, — иностранный лоббизм, позволяющий Варшаве официально продвигать свои интересы в коридорах власти США. Методология исследования включает периодизацию лоббистской деятельности Польши в США и ее эмпирическое исследование на основе анализа оригинальных документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Показано, что при существующей партийной системе Польша не откажется от ставки на стратегическое партнерство с США, прежде всего в военной сфере. В течение изучаемого периода Польша быстро набрала опыт для успешного продвижения своих интересов в США через механизм иностранного лоббизма, проявляя гибкость в переговорах, умение опереться на двухпартийную поддержку в конгрессе США, а также успешно координируя деятельность своих государственных органов и различных корпораций при сохранении жесткого государственного контроля.

Abstract

Defence cooperation between Poland and the United States significantly affects the security agenda of Russia, the Baltic region, and Europe as a whole. On the one hand, Poland intends to become a key partner of the US in ensuring European security. On the other hand, it has ambitions to take the leading position in the security area among the Baltic States. The Polish leadership sees an additional advantage in expanding military cooperation with the United States, regarding it as a jumping board to accelerating its economic and technological development. This article examines a mechanism underlying defence cooperation between the US and Poland, i.e. lobbying Poland’s interests in another state. This allows Warsaw to actively promote its interests in the US. The research methodology employed includes the periodisation of Polish lobbying activities in the US and an empirical study of lobbying based on analysis of original documents, many of which have been analysed for the first time. It is shown that, under the existing party system, Poland will not abandon strategic partnership with the United States, primarily in security and defence. Over the study period, Poland quickly gained experience in promoting its interests in the US through direct lobbying, showing flexibility in negotiations, relying on the two-party support in the US Congress, successfully coordinating the activities of its governing bodies and various corporations which are submitted to tight state control.

Скачать статью Download an article

«Сокрытый союз» или «свобода от союзов»? Дискуссии в Швеции и Финляндии о возможном вступлении в НАТО в 1991—2016 годах

Аннотация

Затрагивается проблема взаимоотношений НАТО и нейтральных государств Северной Европы (Швеции и Финляндии) в 1991—2016 годах. В статье подчеркивается, что Финляндия и Швеция обладают высокой стратегической привлекательностью для НАТО и оборонительной политики ЕС. Рассматриваются тенденции сотрудничества Организации Cевероатлантического договора и внеблоковых стран Северной Европы, а также предпосылки, перспективы и возможные последствия их вступления в НАТО. Большое внимание уделяется эволюции нейтралитета этих стран в сторону его большей ограниченности в условиях вхождения обеих стран в Европейский союз. В статье дана оценка эволюции позиции основных политических сил и руководства Швеции и Финляндии по перспективам развития и реализации политики нейтралитета в 1991—2016 годах. Сделан вывод, что Финляндия и Швеция могут стать членами блока НАТО лишь в случае прямой угрозы своей безопасности. Российская политика в регионе может их спровоцировать к такому шагу. Проведение референдума в обеих странах по вхождению в блок представляется бесперспективным: даже после крымских событий численность сторонников НАТО хоть и возросла, но они остались меньшинством. Авторы пришли к заключению, что обе страны вовлечены в «ползучую» интеграцию со структурами НАТО при включении в оборонительную стратегию ЕС с минимальной вероятностью превращения в полноценных членов альянса. Нейтральность обеих стран тем не менее стала фантомом, особенно по отношению к России.

Abstract

The authors analyze the policy of NATO towards Sweden and Finland, the neutral states of Northern Europe, in 1991—2016. The authors emphasize that Finland and Sweden have always been of high strategic importance for NATO and the EU defence policy. The authors investigate the main areas of cooperation between NATO and the non-aligned countries of Northern Europe. The authors describe the prerequisites, prospects and possible consequences of Sweden and Finland’s membership in NATO. Special attention is paid to the evolution of the policy of neutrality of these countries before and after their accession to the European Union. The aim of this research is to assess the evolution of political views of Sweden and Finland on the development and implementation of the policy of neutrality in 1991—2016. To achieve this goal, the authors use a comparative analysis to explore the stance of the governments of Sweden and Finland on the cooperation with NATO or membership in it. The authors reflect on the concepts of “Finlandisation”, “freedom from alliances”, “neutrality” and “secret alliance”, which are often used in academic descriptions of the evolution of the position of both countries towards NATO. The authors hold that Finland and Sweden may become NATO members only if there is a direct threat to their security. Russian politics in the region may provoke them to take such a step. A referendum on joining the bloc seems to be highly unlikely; even though after the Crimean events, the number of NATO supporters in the two countries increased, they remained a minority. The authors conclude that both countries are involved in a “creeping” integration with NATO after they have become actors of the EU defence strategy. There is a minimum probability of Sweden and Finland’s becoming full members of the Alliance. However, the traditional policy of neutrality of both countries is often compromised, particularly towards Russia.

Скачать статью Download an article