Транспортные связи и перспективы их развития между приграничными воеводствами Республики Польши и Калининградской областью Российской Федерации :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Транспортные связи и перспективы их развития между приграничными воеводствами Республики Польши и Калининградской областью Российской Федерации

Title Current and Prospective Transport Connections between Poland’s Border Voivodeships and Russia’s Kaliningrad Region
Автор Гуменюк И. С., Студжиницки Т.
Author(s) Gumenyuk I. S., Studzieniecki T.
DOI 10.5922/2079-8555-2018-2-8
Страницы/Pages 114-132
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова транспортные связи, приграничное сотрудничество, российско-польская государственная граница, транспортные проекты, транспортные коридоры
Keywords transport connections, cross-border cooperation, Russian-Polish state border, transport projects, transport corridors
Аннотация Транспорт выступает важным инструментом обеспечения приграничного сотрудничества между регионами и вместе с тем часто является объектом этого сотрудничества. Целью исследования стала оценка современного характера и конфигурации транспортного сообщения между приграничными регионами России и Польши, а также анализ разнообразных транспортных проектов, нацеленных на диверсификацию и интенсификацию сотрудничества. Авторы придерживаются гипотезы, что приоритетными для реализации должны быть проекты, выгодные для всех партнеров. По состоянию на начало 2018 года в обеспечении российско-польского приграничного сотрудничества участвует автомобильный, железнодорожный и, фрагментарно, морской виды транспорта. При этом имеется немалое количество разнообразных проектов, способных существенно расширить возможности транспортного сообщения между приграничными регионами. Проекты обладают разным временным горизонтом реализации и значительно варьируются по объему необходимых для реализации ресурсов. Показано, что высокой вероятн о- стью реализации в краткосрочной перспективе обладает проект водного сообщения между российскими и польскими портами с использованием на территории Калининградского области морского терминала в порту Пионерский, а также проект запуска регулярного пассажирского железнодорожного сообщения через границу с использованием железной дороги с европейской шириной колеи.
Abstract (summary) Transport is an important tool to support interregional cross-border cooperation. Moreover, transport is a traditional area of cooperation between neighbouring regions. In this study, we analyse the features and configuration of today’s transport links between Russian and Polish border regions and examine a range of transport projects aimed at a more diversified and intensive cooperation. We believe that priority should be given to the projects that are beneficial to all the parties. As of the beginning of 2018, Russian-Polish cross-border cooperation was sustained by road, railway, and, to a degree, marine transport links. There is a vast variety of projects aimed to create new transport links between the border regions. These projects differ in timelines, scopes, and the range of resources required. In our opinion, the most promising project in a short-term perspective is the establishment of a waterway connection between Russian and Polish ports. The project includes the seaport terminal in Pionersky in the Kaliningrad region. Another promising project is the launch of a crossborder passenger railway connection using a European gauge.
Список литературы 1. Осмоловская Л. Г. Типология российских приграничных регионов по степени развития трансграничных связей // Региональные исследования. 2016. № 1 (51). С. 126—135.
2. Simonov E., Egidarev E. Transboundary cooperation on the Amur River Basin in recent decades // China and Transboundary Water Politics in Asia. Routledge, 2017. Р. 91—117.
3. Бешенцев А. Н., Гармаев Е. Ж. Российско-монгольское информационное взаимодействие при управлении трансграничным бассейном оз. Байкал // Информационное общество. 2016. № 6. С. 64—71.
4. Anisiewicz R., Palmowski T. Cooperation of Poland and the Kaliningrad oblast of the Russian federation — an important factor of Baltic integration // Prace i Studia Geograficzne. 2016. № 61 (1). Р. 13—28.
5. Миронюк Д. А., Женгота К. К вопросу истории развития интеграционных связей Калининградской области РФ с северо-восточными воеводствами Польши: программный подход // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 156—179.
6. Сурков Д. Л. Приграничное сотрудничество: взаимодействие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2012. № 12 (31). С. 100—103.
7. Головачев Е. В. Приграничное сотрудничество муниципального образования как предмет научного исследования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 5 (103). С. 30—34.
8. Гуменюк И. С., Кузнецова Т. Ю., Осмоловская Л. Г. Местное приграничное передвижение как эффективный инструмент развития приграничного сотрудничества // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 1. С. 97—117.
9. Лисякевич Р. Геоэкономика в торговых отношениях Польши и России // Современная Европа. 2016. № 6 (72). С. 88—96.
10. Осмоловская Л. Г. Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1. С. 45—54.
11. Dudzińska K., Dyner A. M. Mały ruch graniczny między obwodem kaliningradzkim a Polską — wyzwania, szanse i zagrożenia // Policy Paper. 2013. № 29 (77).
12. Malkowski A. Mały ruch graniczny jako element kształtowania współpracy transgranicznej // Prace naukowe uniwersytetu ekonomicznego we wrocławiu research papers of wrocław university of economics. 2014. № 348.
13. Piekutowska A. Mały ruch graniczny — konsekwencje dla regionów przygranicznych // Politeja. Pismo Wydziału Studiów Miedzynarodowych i Politycznych Uniwersytetu Jagiellońskiego. 2016. № 41. S. 99—114.
14. Болычев О. Н., Гуменюк И. С., Кузнецова Т. Ю. Роль местного приграничного передвижения в развитии розничной торговли в Калининградской области Российской Федерации и приграничных регионах Республики Польша // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 135—149.
15. Гуменюк И. С. Интенсивность передвижения населения через российско-польскую государственную границу после приостановки действия механизма местного приграничного передвижения: итоги 2016 года // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2017. № 2. С. 15—23.
16. Рожков-Юрьевский Ю. Д. К вопросу об истории российско-польского взаимодействия на Калининградском/Вислинском заливе // Пространственное планирование как инструмент координации развития портов и гаваней Калининградского/Вислинского залива. Калининград, 2015. С. 99—102.
17. Гуменюк И. С., Бурхач М., Шванковска Б. и др. Порты и пристани Калининградского/Вислинского залива в пространственном планировании на местном уровне // Там же. С. 63—70.
18. Wendt J. A., Wiskulski T. Zmiany w morskiej turystyce wycieczkowej w Gdyn // Prace Komisji Geografii Przemysłu Polskiego Towarzystwa Geograficznego. 2018. № 32 (2). Р. 76—84.
19. Бардун Ю. Д. Мазурский канал: история создания, проекты, строительство // Калининградские архивы. 2016. Т. 13. С. 194—205.
20. Мартынова И. Б., Нелюбина Е. А., Черных Т. И. Мазурский канал как объект гидротехнического наследия // Водохозяйственные проблемы региона. Калининград, 2016. С. 68—73.
21. Tchórz B. Kanał Mazurski w jeden dzień. URL: http://gorowoilaweckie.wm.pl/2014 50,Kanal-Mazurski-w-jeden-dzien. html#axzz5BpeHwDzc (дата обращения: 05.04.2018).
22. Кропинова Е. Г., Анохин А. Ю. Разработка новых трансграничных водных маршрутов в Юго-Восточной Балтике: методика и практика // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 145—162.
23. Aubakirova A., Umirzakov S., Aitenov N. New silk road: Opportunities and threats for central Asia (a view from Kazakhstan) // Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18, № 4. P. 7—20.
24. Chubarov I. G., Kalashnikov D. B. Belt and road initiative: globalization Chinese way? // World Economy and International Relations. 2018. Vol. 62, № 1. P. 25—33.
25. Gostin L. O. China's «new» silk road // BMJ (Online). 2018. Vol. 360. URL: https:// www.bmj.com/content/360/bmj.k816 (дата обращения: 05.04.2018).
26. Acar A. Z., Bentyn Z., Kocaoğlu B. Logistic performance development of the countries on the path along the new silk road // European Transport-Trasporti Europei. 2015. № 59.
27. Sárvári B., Szeidovitz A. The Political Economics of the New Silk Road // Baltic Journal of European Studies. 2016. Vol. 6, № 1. Р. 3—27. doi: 10.1515/bjes-2016-0001.
28. Naskręt M. Testowy pociąg z Kaliningradu przywiózł 130 pasażerów // Trojmiasto.pl : [сайт]. URL: https://www.trojmiasto.pl/wiadomosci/Testowy-pociag-przywiozl-130-turystowz-Obwodu-Kaliningradzkiego... (дата обращения: 05.04.2018).
29. Reynolds P. Gdansk double // Tunnels and Tunnelling International. 2014. Nov. Р. 22—28.
30. Siegień P. LOT wraca do Kaliningradu. Możliwe także loty do Gdańska? // Trojmiasto. pl : [сайт]. URL: http://trojmiasto.wyborcza.pl/trojmiasto/1,35612,20858861,lot-wracado-kaliningradu-mozliwe-takze-lot... (дата обращения: 05.04.2018).
Reference 1. Osmolovskaja, L. G. 2016, Typology of the Russian border regions in terms of the degree of development of cross-border links Regional studies [Regional'nye issledovaniya] № 1 (51). p. 126—135 (in Russ.).
2. Simonov, E., Egidarev, E. 2017, Transboundary cooperation on the Amur River Basin in recent decades. In China and Transboundary Water Politics in Asia, p. 91—117. 
3. Beshencev, A. N., Garmaev, E. Zh. 2016, Russian-Mongolian information interaction in the management of the transboundary basin of the lake Baikal, Information Society [Informacionnoe obshhestvo], № 6, p. 64—71 (in Russ.).
4. Anisiewicz, R., Palmowski, T. 2016, Cooperation of Poland and the Kaliningrad oblast of the Russian federation -An important factor of Baltic integration, Prace i Studia Geograficzne, no. 61 (1), p. 13—28, January 2016.
5. Mironyuk, D. A., Żęgota, K. 2017, The History of the Integration between Russia’s Kaliningrad Region and Poland’s Northeastern Voivodeships: A Programme Approach, Balt. Reg., Vol. 9, no. 2, p. 114—129. doi: 10.5922/2079-8555-2017-2-9.
6. Surkov, D. L. 2012, Cross-border cooperation: interaction of subjects of the Russian Federation and municipalities, Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Pravo» [Bulletin of Omsk University. The series "Law"], no. 31, p. 100—103 (in Russ.).
7. Golovachev, E. V. 2013, Cross-border cooperation of the municipal entity as a subject of scientific research, Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Samara State University of Economics], no. 5 (103), p. 30—34 (in Russ.).
8. Gumenyuk, I. S., Kuznetsova, T. Yu., Osmolovskaya, L. G. 2016, Local border traffic as an efficient tool for developing cross-border cooperation. Balt. Reg., Vol. 8, no. 1, p. 67—82. doi: 10.5922/2079-8555-2016-1-6.
9. Lisjakevich, R. 2016, Geoeconomics in trade relations between Poland and Russia, Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe], no. 6 (72), p. 88—96 (in Russ.). 
10. Osmolovskaja, L. G. 2016, Border functions as a factor of development of border regions and the formation of cross-border regions, Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Estestvennye i medicinskie nauki [IKBFU's Vestnik. Ser. Natural and medical sciences], no. 1, p. 45—54 (in Russ.).
11. Dudzińska, K., Dyner, A. M. 2013, Mały ruch graniczny między obwodem kaliningradzkim a Polską — wyzwania, szanse i zagrożenia, Policy Paper, no. 29 (77). 
12. Malkowski, A.2014, Mały ruch graniczny jako element kształtowania współpracy transgranicznej, Prace naukowe uniwersytetu ekonomicznego we wrocławiu research papers of wrocław university of economics, no 348. doi: 10.15611/pn.2014.348.17.
13. Piekutowska, A. 2016, Mały ruch graniczny — konsekwencje dla regionów przygranicznych, Politeja. Pismo Wydziału Studiów Miedzynarodowych i Politycznych Uniwersytetu Jagiellońskiego, no. 41, p. 99—114.
14. Bolychev, O., Gumenyuk, I., Kuznetsova, T. 2015, Local border traffic and the development of retail trade in the Kaliningrad region and Polish borderlands, Balt. Reg., no. 4 (26), p. 102—112. doi: 10.5922/2079-8555-2015-4-8.
15. Gumenyuk, I., 2017, The intensity of population movements through the Russian — Polish border after the suspension of the local border traffic mechanism: 2016 outcomes, Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Estestvennye i medicinskie nauki [IKBFU's Vestnik. Ser. Natural and medical sciences], no. 2, p. 15—23 (in Russ.).
16. Rozhkov-Yuryevsky,Yu. D. 2015, On the history of Russian-Polish interaction at the Kaliningrad / Vistula Lagoon. In Fedorov, G. M., Gritsenko V. A. (eds) Prostranstvennoe planirovanie kak instrument koordinacii razvitija portov i gavanej Kaliningradskogo/Vislinskogo zaliva [Spatial Planning as a Tool for Coordinating the Development of Ports and Harbors of the Kaliningrad / Vistula Gulf], Kaliningrad, p. 99—102 (in Russ.).
17. Gumenyuk, I. S., Burkhach, M., Shvankovska, B., Kalinowski, M., Kushevski, V., Koba, R., Lux, K., Matchak, M., Piotrovich, J., Stashkevich, A. 2015, Ports and piers of the Kaliningrad / Vistula Lagoon in spatial planning at the local level. In: Prostranstvennoe planirovanie kak instrument koordinatsii razvitiya portov i gavanei Kaliningradskogo/Vislinskogo zaliv [Spatial Planning as an Instrument for Coordinating the Development of Ports and Harbors of the Kaliningrad / Vistula Gulf], Kaliningrad, p. 63—70 (in Russ.).
18. Wendt, J. A., Wiskulski, T. 2018, Zmiany w morskiej turystyce wycieczkowej w Gdyn,  Prace Komisji Geografii Przemysłu Polskiego Towarzystwa Geograficznego, no. 32(2), p. 76—84.doi: 10.24917/20801653.321.6.
19. Bardun, Ju. D. 2016, Mazurian Canal: history of creation, projects, construction, Kaliningradskie arhivy [Kaliningrad archives], no. 13. p. 194—205 (in Russ.). 
20. Martynova, I. B., Nelyubina, E. A., Chernykhm T. I. 2016, Mazursky Canal as an object of the hydrotechnical heritage, Vodohozjajstvennye problemy regiona [Water management problems of the region], Kaliningrad, p. 68—73 (in Russ.).
21. Tchórz, B. 2014, Kanał Mazurski w jeden dzień, available at: http://gorowoilaweckie.wm.pl/201450Kanal-Mazurski-w-jeden-dzien.html#axzz5BpeHwDzc (accessed 05 April 2018).
22. Kropinova, E., Anokhin A. 2014, The Development of New Trans-border Water Routes in the South-East Baltic: Methodology and Practice, Balt. Reg., no. 3 (21), p. 121—136. doi: 10.5922/2079-8555-2014-3-11.
23. Aubakirova, A., Umirzakov, S., Aitenov, N. 2017, New silk road: Opportunities and threats for central Asia (a view from Kazakhstan), Central Asia and the Caucasus, Vol. 18, no. 4, p. 7—20.
24. Chubarov, I. G., Kalashnikov, D. B. 2018, BELT AND ROAD INITIATIVE: GLOBALIZATION CHINESE WAY? World Economy and International Relations, Vol. 62, no. 1, p. 25—33.
25. Gostin, L. O. 2018, China's "new" silk road, BMJ, Vol. 360. doi: 10.1136/bmj.k816. 
26. Acar, A. Z., Bentyn, Z., Kocaoʇlu, B. 2015, Logistic performance development of the countries on the path along the new silk road, European Transport — Trasporti Europei, no. 59, paper no. 1.
27. Sárvári, B., Szeidovitz, A. 2016, The Political Economics of the New Silk Road, Baltic Journal of European Studies, Vol. 6, no. 1, p. 3—27. doi: 10.1515/bjes-2016-0001.
28. Naskręt, M., 2018, Testowy pociąg z Kaliningradu przywiózł 130 pasażerów, Trojmiasto. pl, available at: https://www.trojmiasto.pl/wiadomosci/Testowy-pociag-przywiozl-130-turystow-z-Obwodu-Kaliningradzkieg... (accessed 05 April 2018).
29. Reynolds, P. 2014, Gdansk double, Tunnels and Tunnelling International, no. November, p. 22—28.
30. Siegień, P. 2016, LOT wraca do Kaliningradu. Możliwe także loty do Gdańska? Trojmiasto. pl, available at: http://trojmiasto.wyborcza.pl/trojmiasto/1,35612,20858861,lot-wracado-kaliningradu-mozliwe-takze-lot... (accessed 05 April 2018).

Назад в раздел