«Один пояс — один путь»: возможности для регионов западного порубежья России :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

«Один пояс — один путь»: возможности для регионов западного порубежья России

Title One Belt — One Road Initiative: A Window of Opportunity for Russia’s Western Border Regions
Автор Дружинин А. Г., Дун Я.
Author(s) Druzhinin A. G., Dong Y.
DOI 10.5922/2079-8555-2018-2-3
Страницы/Pages 39-55
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова геоэкономика, Китай, Евразия, транспортно-логистические коридоры, региональное развитие, центро-периферийная система, западное порубежье России
Keywords geoeconomics, China, Eurasia, transport and logistics corridors, regional development, core-periphery system, Russia’s western borderlands
Аннотация Важнейшей составляющей (и фактором) глобальных геоэкономических трансформаций в последние годы выступает развитие Китайской Народной Республики, возрождающийся лидерский потенциал и амбиции этой страны, в том числе ее нарастающие усилия по переформатированию, интеграции евразийского пространства. Базовой программной декларацией и инструментом реализации долгосрочных китайских геостратегических интересов (проецирующихся на сопредельные государства, регионы, на перспективы их социально-экономической динамики) является провозглашенный в 2013 году мегапроект «Один пояс — один путь», объединивший в себе транспортно-логистические, производственно-инвестиционные, финансовые, научно-технические, гуманитарные и внешнеполитические аспекты. Опираясь на китайскую и российскую научную аналитику, авторы поставили цель высветить основные геоэкономические и геополитические аспекты реализации концепции «Один пояс — один путь», оценить потенциал и риски инкорпорирования в данный интеграционный проект территорий Российской Федерации. Особое внимание при этом уделено регионам западного порубежья России — это 17 субъектов Федерации, занимающих 8,6 % территории страны, концентрирующих 17,4 % ее совокупного ВРП и 20,8 % всего населения. Проанализированы современные факторы (в том числе геополитические) и тренды экономического развития регионов западного порубежья России, показано, что именно для приграничных, приморских территорий запада Российской Федерации вхождение в контур китайских евразийских интеграционных инициатив (способное генерировать дополнительные предпосылки для позитивной «переоценки» всего российского пространства) особым образом актуализировано. Приоритетное внимание уделено возможностям инкорпорирования в мегапроект «Один пояс — один путь» российских регионов на Балтике, включая и эксклавную, испытывающую выраженную «островизацию» (в инфраструктурно-экономическом смысле) Калининградскую область.
Abstract (summary) In recent years, global geo-economic transformations have been considerably affected by the development of the People’s Republic of China, its reviving leadership and ambitions, and its increasing efforts to reformat and integrate the Eurasian space. The One Belt — One Road Initiative is a manifesto and a tool to advance China’s long-term geostrategic interests that spread to the bordering states and regions and to the prospects of their socioeconomic development. The initiative encompasses transportation and logistics, production and investment, finances, research and technology, humanitarian affairs, and foreign policy. In this article, we will highlight the key geoeconomic and geopolitical aspects of the One Belt — One Road initiative implementation, based on the Chinese and Russian studies. Another goal is to weigh up the risks and benefits associated with the extension of the project to Russian territories. Special attention is paid to Russia’s western borderlands — 17 regions that account for 8.6 % of the country’s territory, 17.4 % of the total GRP, and 20.8 % of the national population. We analyse the factors in effect — including geopolitical ones, as well as current trends in the development of Russia’s western borderlands. It is shown that the inclusion into the Chinese Eurasian integration initiatives creates additional incentives for a positive re-evaluation of the Russian space as a whole and holds special relevance for Russia’s western borderlands. We analyse the possibility of including Russia’s Baltic regions — the infrastructural and economic island of the Kaliningrad exclave among them — into the One Belt — One Road Initiative.
Список литературы 1. Harvey D. Revolutionary and Counter Revolutionary Theory in Geography and the Problem of Ghetto Formation // Antipode. 1972. Vol. 4, № 2. P. 1—13.
2. Harvey D. Globalization and the Spatial Fix // Geographische Revue. 2001. № 2. P. 23—30.
3. Лукин А. В. Идея «Экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь. 2014. № 7. С. 54—62.
4. Самбурова Е. Н., Мироненко К. В. «Китайское экономическое чудо» в мирохозяйственном измерении // Региональные исследования. 2016. № 3. С. 149—157.
5. Федоровский А. Россия и вызовы Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 3. С. 58—71.
6. Bai Y. X., Wang S. J. Silk-road economic belt: the strategic corridor of China going global // Journal of Northwest University: Philosophy and Social Sciences Edition. 2014. Vol. 44, № 4. P. 32—38.
7. Zheng L., Liu Z. G. Spatial pattern of Chinese outward direct investment in the Belt and Road Initiative area // Progress in Geography. 2015. Vol. 34, № 5. P. 563—570.
8. Zou J. L., Liu C. L., Yin G. Q. et al. Spatial patterns and economic effects of China's trade with countries along the Belt and Road // Progress in Geography. 2015. Vol. 34, № 5. P. 598—605.
9. Feng Z. X. Strategic transportarteries connecting transport arteries China to Eurasia: details of the area, route delineation and function of the New silk-road economic belt // Science Frontier. 2014. № 4. P. 79—85.
10. Hu A. G., Ma W., Yan Y. L. Connotation, definition and passage of "Silk-Road Economic Belt" strategy // Journal of Xinjiang Normal University: Edition of Philosophy and Social Sciences. 2014. Vol. 35, № 2. P. 1—11.
11. Zhou M. L. Build Silk Road Economic Belt and promote regional economic correspond development // China Nationality. 2014. № 8. P. 20—23.
12. Guo L. X. Distribution of ports in China // Acta Geographica Sinica. 1994. Vol. 49, № 5. P. 385—393.
13. Song Z. Y., Che S. Y., Wang J. E. et al. Spatiotemporal distribution and functions of border ports in China // Progress in Geography. 2015. Vol. 34, № 5. P. 589—597.
14. Wang J. E., Jiao J. J., Jing Y. et al. Transport hinterlands of border ports by China-Europe express trains and hub identification // Progress in Geography. 2017. Vol. 36, № 11. P. 1332—1339.
15. Liu W. D. Scientific understanding of the Belt and Road Initiative of China and related research themes // Progress in Geography. 2015. Vol. 35, № 5. P. 538—544.
16. Liu W. D. Inclusive globalization: New philosophy of China's Belt and Road Initiative // Bulletin of Chinese Academy of Sciences. 2017. № 4. P. 331—339.
17. Gao H. C. Deepen economic and trade cooperation: the "Belt and Road" makes new pattern of economic and trade cooperation // International Business and Accountant. 2014. № 6. P. 5—7.
18. Liu W., Liu H., Tang Z. et al. The impacts of exports on regional economic development and industrial restructuring in China // Acta Geographica Sinica. 2010. Vol. 65, № 4. P. 407—415.
19. Liu H., Yeerken W., Wang C. Impacts of the Belt and Road Initiative on the spatial pattern of territory development in China // Progress in Geography. 2015. Vol. 34, № 5. P. 545—553.
20. Уняев С. В. Китайский проект «Один пояс — один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 8—21.
21. Портняков В. Я. Возвращение Китая: что дальше? // Россия в глобальной политике. 2014. № 3. С. 34—43.
22. Караганов С. Мир на вырост // Россия в глобальной политике. 2018. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Mir-na-vyrost-19357 (дата обращения: 22.03.2018).
23. Чубаров И. Г., Калашников Д. Б. «Один пояс — один путь»: глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 1. С. 25—33.
24. Дружинин А. Г. Геоэкономические взаимозависимости и геополитические альянсы в современном евразийском пространстве // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2017. № 6. С. 24—38.
25. Li Q. Regional strategic implication and practice in Chinese-Central-Asian innovative cooperative mode and co-construction of «Silk Road Economic Belt» // Journal of Shaanxi Normal University: Philosophy and Social Sciences Edition. 2014. Vol. 43, № 4. P. 5—15.
26. Mao H. Y. Prospects of energy cooperation of China with Russia and Central Asian countries // Progress in Geography. 2013. Vol. 32, № 10. P. 1433—1443.
27. Горячко М. Д., Колосов В. А. Потенциал приграничного взаимодействия и развитие регионов на юге Дальнего Востока и Сибири // Российское пограничье: социально-политические и инфраструктурные проблемы. М., 2016. С. 55—72.
28. Трейвиш А. И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М., 2009.
29. Druzhinin A. Russia in modern Eurasia: The Vision of a Russian Geographer // Quaestiones Geographicae. 2016. Vol. 35, № 3. P. 31—39.
30. Вардомский Л. Б. Государственная идентичность и пространственное развитие России: опыт столетия или уроки русских революций // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 33—50.
31. Караганов С., Макаров И. Российский поворот на Восток // Россия в глобальной политике. 2017. № 12. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Rossiiskiipovorot-na-Vostok-19272 (дата обращения: 22.03.2018).
32. Шупер В. А. Евразийское будущее России в свете чередования интеграционных и дезинтеграционных циклов // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 4. С. 7—17.
33. Безруков Л. А. Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2016. № 7. С. 21—36.
34. Дружинин А. Г. «Морская составляющая» российской общественной географии: традиции и новации // Известия РАН. Сер. геогр. 2016. № 6. С. 7—16.
35. Radvanyi J. Quand Vladimir Poutine se fait géographe… // Hérodote. 2017. № 3—4 (166—167): Géopolitique de la Russie. P. 113—132.
36. Деланоэ И. Сильные и слабые стороны российского ВМФ в период преобразований. Записка Аналитического центра Обсерво. 2018. № 17. URL: http://obsfr.ru/fileadmin/Policy_paper/PP_17_RU_Delanoe.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
37. Пространство современной России: возможности и барьеры развития (размышления географов-обществоведов) / отв. ред. А. Г. Дружинин, В. А. Колосов, В. Е. Шувалов. М., 2012.
38. Цымбурский В. Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. 1993—2007. М., 2007.
39. Ильин М. В., Мелешкина Е. Ю. Балто-Черноморье в двойной системе Европа — Евразия // Балтийский регион. 2012. № 2. С. 81—87.
40. Клемешев А. П., Корнеевец В. С., Пальмовский Т. и др. Подходы к определению понятия «Балтийский регион» // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 4. С. 7—28.
41. Добрански С. Формирование Черноморского сообщества // Полис. Политические исследования. 2013. № 1. С. 177—181.
42. Рубцова Н. А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 60—64.
43. Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. География российского порубежья: мы и наши соседи. М., 2006.
44. Российско-украинское пограничье: двадцать лет разделенного единства / под ред. В. А. Колосова, О. И. Вендиной. М., 2011.
45. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. 4-е изд. М., 2004.
46. Лачининский С. С., Семенова И. В. Санкт-Петербургский приморский регион: геоэкономическая трансформация территории. СПб., 2015.
47. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2004.
48. Дружинин А. Г. Талассоаттрактивность населения в современной России: общественно-географическая экспликация // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 28—43.
49. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты / под ред. А. Г. Дружинина. Ростов н/Д, 2017.
50. Колосов В. А. Как изучать «новое приграничье» России? // Международные процессы. 2004. Т. 2, № 6. С. 89—97.
51. Попкова Л. И. Приграничное пространство как особый тип территории (на примере российско-украинского приграничья) // Известия Русского географического общества. 2005. Т. 137, № 1. С. 83—89.
52. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М., 2010.
53. Приморские зоны России на Балтике: факторы, особенности, перспективы и стратегии трансграничной кластеризации / под ред. А. Г. Дружинина, А. П. Клемешева, Г. М. Федорова. М., 2018.
54. Концепция стратегии пространственного развития России до 2030 года : проект. М., 2016. URL: http://xn----7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 20.04.2018).
Reference 1. Harvey, D. 1972, Revolutionary and Counter Revolutionary Theory in Geography and  the Problem of Ghetto Formation, Antipode, Vol. 4, no. 2, p. 1—13.
2. Harvey, D. 2001, Globalization and the Spatial Fix, Geographische Revue, no. 2, p. 23—30.
3. Lukin, A. V. 2014, The idea of the "Economic belt of the Silk Road" and the Eurasian integration, Mezhdunarodnaya zhizn' [International life], no. 7, p. 54—62 (in Russ.).
4. Samburova, E. N., Mironenko, K. V. 2016, The "Chinese Economic Miracle" in the World Economic Dimension, Regional'nye issledovaniya [Regional research], no. 3, p. 149—157 (in Russ.).
5. Fedorovsky, А. 2016, Russia and the challenges of East Asia, Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], Vol. 60, no. 3, p. 58—71 (in Russ.).
6. Bai, Y. X., Wang, S. J. 2014, Silk-road economic belt: the strategic corridor of China going global, Journal of Northwest University: Philosophy and Social Sciences Edition, Vol. 44, no. 4, p. 32—38.
7. Zheng, L., Liu, Z. G. 2015, Spatial pattern of Chinese outward direct investment in the Belt and Road Initiative area, Progress in Geography, Vol. 34, no. 5, p. 563—570. 
8. Zou, J. L., Liu, C. L., Yin, G. Q. et al. 2015, Spatial patterns and economic effects of China's trade with countries along the Belt and Road, Progress in Geography, Vol. 34, no. 5, p. 598—605.
9. Feng, Z. X. 2014, Strategic transportarteries connecting transport arteries China to eurasia: details of the area, route delineation and function of the new silk road economic belt, Science Frontier, no. 4, p. 79—85.
10. Hu, A. G., Ma, W., Yan, Y. L. 2014, Connotation, definition and passage of "Silk-Road Economic Belt" strategy, Journal of Xinjiang Normal University: Edition of Philosophy and Social Sciences, Vol. 35, no. 2, p. 1—11.
11. Zhou, M. L. 2014, Build Silk Road Economic Belt and promote regional economic correspond development, China Nationality, no. 8, p. 20—23.
12. Guo, L. X. 1994, Distribution of ports in China, Acta Geographica Sinica, Vol. 49, no. 5, p. 385—393.
13. Song, Z. Y., Chem, S. Y., Wang, J. E. et al. 2015, Spatiotemporal distribution and functions of border ports in China, Progress in Geography, Vol. 34, no. 5, p. 589—597.
14. Wang, J. E., Jiao, J. J., Jing, Y. et al. 2017, Transport hinterlands of border ports by China-Europe express trains and hub identification, Progress in Geography, Vol. 36, no. 11, p. 1332—1339.
15. Liu, W. D. 2015, Scientific understanding of the Belt and Road Initiative of China and related research themes, Progress in Geography, Vol. 35, no. 5, p. 538—544.
16. Liu, W. D. 2017, Inclusive globalization: New philosophy of China's Belt and Road Initiative, Bulletin of Chinese Academy of Sciences, no. 4, p. 331—339. 
17. Gao, H C. 2014, Deepen economic and trade cooperation: the "Belt and Road" makes new pattern of economic and trade cooperation, International Business and Accountant, no. 6, p. 5—7.
18. Liu, H. G., Tang, Z. P. et al. 2010, The impacts of exports on regional economic development and industrial restructuring in China, Acta Geographica Sinica, Vol. 65b, no. 4, p. 407—415.
19. Liu, H., Yeerken, W. Z. T., Wang, C. L. 2015, Impacts of the Belt and Road Initiative on the spatial pattern of territory development in China, Progress in Geography, Vol. 34b, no. 5, p. 545—553.
20. Unyaev, S. V. 2015, Chinese project "One belt is one way": concept, plan, cooperation with Russia, Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], no. 4, p. 8—21 (in Russ.).
21. Portnyakov, V. Ya. 2014, The Return of China: What Next? Rossiya v global'noi politike [Russia in global politics], no. 3, p. 34—43 (in Russ.). 
22. Karaganov, S.2018, The world at the rear, Rossiya v global'noi politike [Russia in global politics], no. 1, available at: http://www.globalaffairs.ru/number/Mir-na-vyrost-19357 (accessed 22.03.2018) (in Russ.).
23. Chubarov, I. G., Kalashnikov, D. B. 2018, "One belt is one way": globalization in Chinese, Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], Vol. 62, no. 1. p. 25—33 (in Russ.).
24. Druzhinin, A. G. 2017, Geo-economic interdependencies and geopolitical alliances in the modern Eurasian space, Sotsial'no-ekonomicheskaya geografiya. Vestnik Assotsiatsii rossiiskikh geografov-obshchestvovedov (ARGO) [Socio-economic geography. Bulletin of the Association of Russian Geographers-social scientists (ARGO)], no. 6. p. 24—38 (in Russ.).
25. Li, Q. 2014, Regional strategic implication and practice in Chinese-Central-Asian innovative cooperative mode and co- construction of "Silk Road Economic Belt", Journal of Shaanxi Normal University: Philosophy and Social Sciences Edition, Vol. 43, no. 4, p. 5—15.
26. Mao, H. Y. 2013, Prospects of energy cooperation of China with Russia and Central Asian countries, Progress in Geography, Vol. 32, no. 10, p. 1433—1443. 
27. Goryachko, M. D., Kolosov, V. A. 2016, Potential of cross-border cooperation and development of regions in the south of the Far East and Siberia. In: Rossiiskoe pogranich'e: sotsial'no-politicheskie i infrastrukturnye problemy [Russian borderlands: socio-political and infrastructure problems], Moscow, p. 55—72 (in Russ.). 
28. Treyvish, A. I. 2009, Gorod, raion, strana i mir. Razvitie Rossii glazami stranoveda [City, district, country and world. The development of Russia through the eyes of the country expert], Moscow, 372 p. (in Russ.).
29. Druzhinin, A. 2016, Russia in modern Eurasia: The Vision of a Russian Geographer,  Quaestiones Geographicae, Vol. 35, no. 3, p. 31—39.
30. Vardomsky, L. B. 2017, State identity and spatial development of Russia: the experience of the century or lessons of Russian revolutions, ECO, no. 12, p. 33—50 (in Russ.). 
31. Karaganov, S. Makarov, I. 2017, The Russian turn to the east, Rossiya v global'noi politike [Russia in global politics], no. 12, available at: http://www.globalaffairs.ru/globalprocesses/Rossiiskii-povorot-na-Vostok-19272 (accessed 22.03.2018) (in Russ.).
32. Shuper, V. A. 2016, Eurasian Future of Russia: Alternating Integration and Disintegration Cycles, Balt. Reg., Vol. 8, no. 4, p. 4—12. doi: 10.5922/2079-8555-2016-4-1. 
33. Bezrukov, L. A. 2016, Transsib and the Silk Road: global infrastructure and regional development, ECO, no. 7. p. 21—36 (in Russ.). 
34. Druzhinin, A. G. 2016, "Marine component" of Russian social geography: traditions and innovations, Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya [Proceedings of the Russian Academy of Sciences. Geographic series], no. 6, p. 7—16 (in Russ.).
35. Radvanyi, J. 2017, Quand Vladimir Poutine se fait géographe… Hérodote, Vol. 3, no. 166—167, p. 113—132. doi: 10.3917/her.166.0113.
36. Delanoe, I. 2018, The strengths and weaknesses of the Russian Navy in the period of transformation, OBSERVO, 24 p., availabl at: http://obsfr.ru/fileadmin/Policy_paper/PP_17_ RU_Delanoe.pdf (accessed 30.03.2018) (in Russ.).
37. Druzhinin, A. G., Kolosov, V. A., Shuvalov, V. E. (ed.) 2012, Prostranstvo sovremennoi Rossii: vozmozhnosti i bar'ery razvitiya (razmyshleniya geografov-obshchestvovedov) [The space of modern Russia: opportunities and barriers of development (reflections of social geographers)], Moscow, 336 p. (in Russ.).
38. Tsymburskii, V. L. 2007, Ostrov Rossiya. Geopoliticheskie i khronopoliticheskie raboty. 1993—2007 [Island of Russia. Geopolitical and chronopolitical work. 1993—2007], Moscow, 345 p. (in Russ.).
39. Ilyin, M. V., Meleshkina, E. Yu. 2012, The Baltic-Pontic region in the Europe— Eurasia dual system, Balt. Reg., no. 2, p. 62—75. doi: 10.5922/2079-8555-2012-2-7.
40. Klemeshev, A. P., Korneevets, V. S., Palmowski, Т., Studzieniecki, Т., Fedorov, G. M. 2017, Approaches to the Definition of the Baltic Sea Region, Balt. Reg.,Vol. 9, no. 4, p. 4—20. doi: 10.5922/2079-8555-2017-4-1.
41. Dobransky, S. 2013, Formation of the Black Sea community, Polis, no. 1, p. 177—181 (in Russ.).
42. Rubtsova, N. A. 2009, The Barents region in the context of globalization and regionalization, Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Pomor University. Series: Humanities and Social Sciences], no. 5, p. 60—64 (in Russ.).
43. Baburin, V. L., Danshin, A. I., Elkhovskaya, L. I. 2006, Geografiya rossiiskogo porubezh'ya: my i nashi sosedi [Geography of the Russian border: we and our neighbors], Moscow, 303 p. (in Russ.).
44. Kolosov, V. A., Vendina, O. I. (eds.) 2011, Rossiisko-ukrainskoe pogranich'e: dvadtsat' let razdelennogo edinstva [Russian-Ukrainian borderlands: twenty years of divided unity], Moscow, 352 p. (in Russ.).
45. Granberg, A. G. 2004, Osnovy regional'noi ekonomiki [Basics of regional economy], Moscow, 495 p. (in Russ.).
46. Lachininsky, S. S., Semenova, I. V. 2015, Sankt-Peterburgskii primorskii region: geoekonomicheskaya transformatsiya territorii [St. Petersburg seaside region: geo-economic transformation of the territory], St. Petersburg, 191 p. (in Russ.).
47. Pchelintsev, O. S. 2004, Regional'naya ekonomika v sisteme ustoichivogo razvitiya [Regional economy in the system of sustainable development], Moscow, 258 p. (in Russ.). 
48. Druzhinin, A. G. 2017, The coastalisation of population in today’s Russia: A sociogeographical explication, Balt. Reg., Vol. 9, no. 2, p. 19—30. doi: 10.5922/2079-8555-2017-2-2.
49. Druzhinin, A. G. (ed.) 2017, Transgranichnoe klasteroobrazovanie v primorskikh zonakh Evropeiskoi chasti Rossii: faktory, modeli, ekonomicheskie i ekisticheskie effekty [Transboundary cluster formation in the coastal zones of the European part of Russia: factors, models, economic and telecommunication effects], Rostov-on-Don, 421 p. (in Russ.).
50. Kolosov, V. A. 2004, How to study the "new frontier" of Russia? Mezhdunarodnye protsessy [International Processes], Vol. 2, no. 6, p. 89—97 (in Russ.). 
51. Popkova, L. I. 2005, Cross-border space as a special type of territory (on the example of the Russian-Ukrainian borderland), Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva [Proceedings of the Russian Geographical Society], Vol. 137, no. 1, p. 83—89 (in Russ.).
52. Krylov, M. P. 2010, Regional'naya identichnost' v Evropeiskoi Rossii [Regional identity in European Russia], Moscow, 240 p. (in Russ.).
53. Druzhinin, A. G., Klemeshev, A. P., Fedorov, G. M. (eds.). 2018, Primorskie zony Rossii na Baltike: faktory, osobennosti, perspektivy i strategii transgranichnoi klasterizatsii [Primorye zones of Russia in the Baltic: factors, features, perspectives and strategies of transboundary clustering], Moscow, 210 p. (in Russ.).
54. The concept of the strategy of spatial development of Russia until 2030. Project, 2016, Moscow, availalble at: http://xn----7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (accessed 20.04.2018) (in Russ.).

Назад в раздел