Функциональное и инструментальное в определении рынка: лаборатория естественных экспериментов на Балтике :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Высшее воплощение разума – наука
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Функциональное и инструментальное в определении рынка: лаборатория естественных экспериментов на Балтике

Title The Functional and the Instrumental in Market Definition: a Laboratory for Natural Experiments in the Baltics
Автор Шаститко А. Е., Курдин А. А.
Author(s) Shastitko A. E., Kurdin A. A.
DOI 10.5922/2079-8555-2018-2-1
Страницы/Pages 4-25
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова рынок, трансакции, механизмы управления трансакциями, иерархия, газ, трубопроводы
Keywords market, transaction, modes of governance, hierarchy, gas, pipelines
Аннотация Реформирование сферы естественных монополий предполагает четкое разграничение между теми сферами их деятельности, в которых развитие рыночных механизмов целесообразно с точки зрения общественного благосостояния, и теми, где баланс выгод и издержек при переходе к рыночным механизмам оказывается отрицательным. В статье объяснена сложность подбора оптимального механизма управления трансакциями в рамках отраслей в целом. На основе применения инструментария экономической теории трансакционных издержек показано, что, наряду с вопросами определения границ рынка, положения и поведения на нем компании — объекта антимонопольного регулирования, в ряде случаев необходимо проверить гипотезу о существовании рынка как особого механизма организации взаимодействия между участниками хозяйственного оборота. В частности, такие характеристики трансакций, как специфичность активов, неопределенность трансакций и их повторяемость, могут быть использованы в качестве оснований для отказа от применения механизма цен. На основе эвристических моделей Уильямсона можно сделать вывод: если деятельность осуществляется в условиях высокой степени специфичности активов, а также характеризуется высокой степенью неопределенности экономической конъюнктуры и повторяемости (регулярности), способ организации такой деятельности не позволяет минимизировать трансакционные издержки посредством применения механизма цен ни в полном, ни в усеченном виде (с использованием гибридных институциональных соглашений) по причине чрезмерных рисков и связанных с ними более высоких трансакционных издержек. Более эффективным в этом случае является взаимодействие внутри группы лиц с контролем (в рамках одного хозяйствующего субъекта). Для сравнительного анализа практической реализации институциональных альтернатив проведено исследование механизмов управления трансакциями в газотранспортной отрасли. Основным объектом рассмотрения стала ситуация, обусловленная строительством в Балтийском регионе двух связанных магистральных трубопроводов — «Северный поток» и OPAL, в которой нашли отражение разные способы выстраивания трансакций по поводу транспортировки газа трубопроводами. По итогам сопоставления используемых стратегий сделан вывод о необходимости учитывать свойства трансакции, что позволяет выбрать наилучшую из доступных структурных альтернатив и избежать ошибок при выборе механизма управления трансакциями.
Abstract (summary) Reforms of natural monopolies need clear delineations between the industries where market mechanisms contribute to social welfare and those where the costs of a transition to a market economy outweigh the benefits. In this article, we emphasise the difficulty of finding the optimum modes of governance within industries as a whole. Using the tools of the transaction cost economics, we show that, alongside the problem of market boundaries and the resultant position and behaviour of a company — an object of antimonopoly regulation — it is necessary to consider the hypothesis about the market being a special mechanism for coordinating interactions between economic entities. In particular, such determinants of transactions as asset specificity, uncertainty, and frequency can create a basis for abandoning the price mechanism. Williamson’s heuristic models suggest that if an activity is characterized by high specificity, uncertainty, and frequency, the very organisation of this activity precludes transaction cost minimisation through the price mechanism employed either in full or in part (hybrid institutional agreements). This can be explained by excessive risks and ensuing high transaction costs. A more efficient solution is the organisation of interactions within a group of legal entities in control (within a single economic entity). In order to compare the practical implementation of institutional alternatives, we examine the modes of governance in the gas supply industry. A major focus is the Baltic region where two interconnected pipelines — the Nord Stream and the OPAL — were constructed. Different ways to handle transactions relating to gas supply were employed at the time. We compare these ways and conclude that it is necessary to consider the determinants of a transaction to select the best structural alternative and to avoid choosing a wrong governance structure.
Список литературы 1. Williamson O. The Mechanisms of Governance. N. Y. ; Oxford, 1996.
2. Российская электроэнергетика // НП «Совет рынка». URL: https://www.np-sr.ru/ru/market/cominfo/rus/index.htm (дата обращения: 12.01.2018).
3. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. N. Y. ; L., 1986.
4. Анализ услуг по транспортировке нефтепродуктов // ФАС России. 28 окт. 2016 г. URL: http://fas.gov.ru/documents/562062 (дата обращения: 20.10.2017).
5. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 75—91.
6. Шаститко А. Е. Ошибки I и II рода в экономических обменах с участием третьей стороны-гаранта // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 2. С. 125—148.
7. Шаститко А. Е. Экономические эффекты ошибок в правоприменении и правоустановлении. М., 2013.
8. Крючкова П. В., Авдашева С. Б. Государственный и частный инфорсмент законодательства при риске ошибок I рода: выбор для России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 3 (15). С. 114—140.
9. Avdasheva S. B., Kryuchkova P. V. The ‘reactive’ model of antitrust enforcement: When private interests dictate enforcement actions — The Russian case // International Review of Law and Economics. 2015. Vol. 43. P. 200—208.
10. Katsoulacos Y., Avdasheva S. B., Golovanova S. Legal standards and the role of economics in Competition Law enforcement // European Competition Journal. 2016. Vol. 12, № 2—3. P. 277—297.
11. Тутов Л. А., Шаститко А. Е. Опыт предметной идентификации новой институциональной экономической теории // Вопросы философии. 2017. № 6. С. 63—73. 
12. Yvrande-Billon A., Saussier S. Do Organization Choice Matter? Assessing the Importance of Governance Through Performance Comparisons // New Ideas in Contracting and Organizational Economics Research. N. Y., 2005. P. 71—87.
13. Шаститко А. Е. О методологии институциональных исследований (К 80-летию статьи Рональда Коуза «Природа фирмы») // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 96—116.
14. Shastitko A. E., Menard C. Discrete institutional alternatives: Theoretical and policy issues (Celebrating the 80th anniversary of Ronald Coase's “Nature of the Firm”) // Russian Journal of Economics. 2017. Vol. 3, № 2. P. 200—220.
15. Menard C. The Economics of Hybrid Organizations // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2004. Vol. 160. P. 1—32.
16. Menard C. A new institutional approach to organization // The handbook of new institutional economics / eds. C. Menard, M. Shirley. Berlin ; Dordrecht ; N. Y., 2008. Р. 281—318.
17. Honore A. M. Ownership // Oxford Essays in Jurisprudence / ed. by A. G. Guest. Oxford, 1961.
18. Hart O. Financial Contracting // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 29. P. 1079—1100.
19. Schwartz A. Legal Contracts and Incomplete Contracts // Contract Economics / eds. L. Werin, H. Wijkander. Blackwell, 1992. P. 76—108.
20. Abbott M. The Economics of the Gas Supply Industry. Routledge, 2016.
21. Our role in networks, 2018 // Australian Energy Regulator. URL: https://www.aer.gov.au/networks-pipelines/our-role-in-networks (дата обращения: 15.02.2018).
22. Yafimava K. The EU Third Package for Gas and the Gas Target Model: major contentious issues inside and outside the EU // OIES Paper: NG 75. Apr. 2013.
23. Hubert F., Cobanli O. Pipeline Power: A Case Study of Strategic Network Investments // Review of Network Economics. 2016. Vol. 14, № 2. P. 75—110.
24. Nagayama D., Horita M. A network game analysis of strategic interactions in the international trade of Russian natural gas through Ukraine and Belarus // Energy Economics. 2014. № 43. P. 89—101.
25. Le Coq C., Paltseva E. Assessing gas transit risks: Russia vs. the EU // Energy policy. 2012. № 42. P. 642—650.
26. Bozhilova D., Hashimoto T. EU — Russia energy negotiations: a choice between rational self-interest and collective action // European Security. 2010. Vol. 19, № 4. P. 627—642.
27. Stefanova B. M. European strategies for energy security in the natural gas market // Journal of Strategic Security. 2012. Vol. 5, № 3. P. 51—67.
28. Зверев Ю. М. Проблемы конкуренции и кооперации в топливно-энергетическом комплексе Балтийского региона // Балтийский регион. 2010. № 1. С. 37—48.
29. Саликов А. Н., Тарасов И. Н., Уразбаев Е. Е. Балтийский вектор внешней политики ФРГ на современном этапе развития международных отношений // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 1. С. 86—96.
30. Langlet D. Transboundary transit pipelines: reflections on the balancing of rights and interests in light of the Nord Stream project // International & Comparative Law Quarterly. 2014. Vol. 63, № 4. P. 977—995.
31. Talus K. Application of EU energy and certain national laws of Baltic sea countries to the Nord Stream 2 pipeline project // The Journal of World Energy Law & Business. 2017. Vol. 10, № 1. P. 30—42.
32. Crandall M. Russian Energy Transit Policy in the Baltic Sea Region // Debatte: Journal of Contemporary Central and Eastern Europe. 2014. Vol. 22, № 2. P. 143—159.
33. Yafimava K. The OPAL Exemption Decision: past, present, and future // OIES Paper: NG 117. Jan. 2017.
Reference 1. Williamson, O. 1996, The Mechanisms of Governance, N. Y., Oxford.
2. Russian Electricity Industry, 2018, NP "Market Council", available at: https://www.np-sr.ru/ru/market/cominfo/rus/index.htm (accessed 12.01.2018) (in Russ.).
3. Williamson, O. 1986, The Economic Institutions of Capitalism, N. Y., L.
4. FAS Russia. Analysis of transportation services for petroleum products, 2016, October 28, available at: http://fas.gov.ru/documents/562062 (accessed 20.10.2017) (in Russ.).
5. Shastitko, A. E., Pavlova N. S. 2017, Antitrust in a bilateral monopoly, Voprosy ekonomiki [Issues of economics], no. 8, p. 75—91 (in Russ.).
6. Shastitko, A. E. 2011, Errors of the I and II kind in economic exchanges with participation of the third party-guarantor, Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], no. 2, p. 125—148 (in Russ.).
7. Shastitko, A. E. 2013, Ekonomicheskie effekty oshibok v pravoprimenenii i pravoustanovlenii [Economic effects of errors in law enforcement and law enforcement], Moscow (in Russ.).
8. Kryuchkova, P. V., Avdasheva, S. B. 2012, State and private enforcement of legislation at the risk of mistakes of the first kind: a choice for Russia, Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], no. 3 (15), p. 114—140 (in Russ.).
9. Avdasheva, S. B., Kryuchkova, P. V. 2015, The ‘reactive’ model of antitrust enforcement: When private interests dictate enforcement actions — The Russian case, International Review of Law and Economics, Vol. 43, p. 200—208.
10. Katsoulacos, Y., Avdasheva, S. B., Golovanova, S. 2016, Legal standards and the role of economics in Competition Law enforcement, European Competition Journal, Vol. 12, no. 2—3, p. 277—297.
11. Tutov, L. A., Shastitko, A. E. 2017, The experience of the objective identification of a new institutional economic theory, Voprosy filosofii, no. 6, p. 63—73 (in Russ.).
12. Yvrande-Billon, A., Saussier, S. 2005, Does Organization Choice Matter? Assessing the Importance of Governance Through Performance Comparisons, New Ideas in Contracting and Organizational Economics Research, N. Y., p. 71—87.
13. Shastitko, A. E. 2016, On the methodology of institutional research (on the occasion of the 80th anniversary of Ronald Coase's paper "Nature of the Firm"), Voprosy ekonomiki [Issues of economics], no. 8, p. 96—116 (in Russ.).
14. Shastitko, A. E., Menard, C. 2017, Discrete institutional alternatives: Theoretical and policy issues (Celebrating the 80th anniversary of Ronald Coase's “Nature of the Firm”), Russian Journal of Economics, Vol. 3, no. 2, p. 200—220.
15. Menard, C. 2004, The Economics of Hybrid Organizations, Journal of Institutional and Theoretical Economics, Vol. 160, p. 1—32.
16. Menard, C. 2008, A new institutional approach to organization. In: Menard, C., Shirley, M. (eds.) The handbook of new institutional economics, Berlin, Dordrecht, N. Y., p. 281—318.
17. Honore, A. M. 1961, Ownership. In: Guest, A. G. Oxford Essays in Jurisprudence, Oxford.
18. Hart, O. 2001, Financial Contracting, Journal of Economic Literature, Vol. XXIX, p. 1079—1100.
19. Schwartz, A. 1992, Legal Contracts and Incomplete Contracts. In: Werin, L., Wijkander, H. (eds.) Contract Economics, Blackwell, p. 76—108.
20. Abbott, M. 2016, The Economics of the Gas Supply Industry, Routledge.
21. AER (Australian Energy Regulator). Our role in networks, 2018, available at: https://www.aer.gov.au/networks-pipelines/our-role-in-networks (accessed 15.02.2018).
22. Yafimava, K. 2013, The EU Third Package for Gas and the Gas Target Model: major contentious issues inside and outside the EU, OIES, Paper NG-75, April 2013.
23. Hubert, F., Cobanli, O. 2016, Pipeline Power: A Case Study of Strategic Network Investments, Review of Network Economics, Vol. 14, no. 2, p. 75—110.
24. Nagayama, D., Horita, M. 2014, A network game analysis of strategic interactions in the international trade of Russian natural gas through Ukraine and Belarus, Energy Economics, no. 43, p. 89—101.
25. Le Coq, C., Paltseva, E. 2012, Assessing gas transit risks: Russia vs. the EU // Energy policy, no. 42, p. 642—650.
26. Bozhilova, D., Hashimoto, T. 2010, EU — Russia energy negotiations: a choice between rational self-interest and collective action, European Security, Vol. 19, no. 4, p. 627—642.
27. Stefanova, B. M. 2012, European strategies for energy security in the natural gas market, Journal of Strategic Security, Vol. 5, no. 3, p. 51—67.
28. Zverev, Yu. M. 2010, Competition and cooperation problems in the energy sector of the Baltic region, Balt. Reg., no. 1, p. 31—40. doi: 10.5922/2079-8555-2010-1-5.
29. Salikov A. N., Tarasov I. N., Urazbaev E. E. 2016, The Baltic policy of Germany and current international relations, Balt. Reg., Vol. 8, no. 1, p. 60—66. doi: 10.5922/2079-8555- 2016-1-5.
30. Langlet, D. 2014, Transboundary transit pipelines: reflections on the balancing of rights and interests in light of the Nord Stream project, International & Comparative Law Quarterly, Vol. 63, no. 4, p. 977—995.
31. Talus, K. 2017, Application of EU energy and certain national laws of Baltic sea countries to the Nord Stream 2 pipeline project, The Journal of World Energy Law & Business, Vol. 10, no. 1, p. 30—42.
32. Crandall, M. 2014, Russian Energy Transit Policy in the Baltic Sea Region, Debatte: Journal of Contemporary Central and Eastern Europe, Vol. 22, no. 2, p. 143—159.
33. Yafimava, K. 2017, The OPAL Exemption Decision: past, present, and future, OIES, Paper NG-117, January 2017.

Назад в раздел