Внешнеэкономические аспекты практической реализации конкурентоспособности Санкт-Петербурга :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Внешнеэкономические аспекты практической реализации конкурентоспособности Санкт-Петербурга

Автор Баженов Ю. Н., Елсуков М. Ю., Подшувейт О. В.
DOI https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-2-4
Страницы/Pages 61-81
Статья Загрузить
Ключевые слова внешнеэкономический потенциал региона, конкурентоспособность региона, внешняя торговля, территориальный бренд
Keywords foreign economic potential of the region, competitiveness of the region, foreign trade, territorial brand
Аннотация Целью исследования послужила оценка перспектив реализации внешнеэкономического потенциала в повышении конкурентоспособности Санкт-Петербурга. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты конкурентоспособности региона; проведен анализ результатов внешней торговли Санкт-Петербурга за последние 10 лет; рассмотрена значимость имиджа, репутации и информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона на основе реализаций функций информационно-деловых центров за рубежом. Для получения авторских заключений применялись методы экспертных оценок и статистического анализа, а также авторские материалы, позволившие обобщить проблемы развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга и повышения его конкурентоспособности. В результате проведенных исследований дана авторская оценка результатов внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, определены основные направления оптимизации конкурентоспособности города. Материалы статьи имеют научную и практиxескую ценность для специалистов, занимающихся исследованием конкурентоспособности территорий, органов государственной власти субъектов федерации, а также представителей деловых кругов.
Abstract (summary) This article aims to explore the prospects for the development of international trade and the impact of trade on increasing competitiveness of Saint Petersburg. To this end, the authors study the theoretical aspects of regional competitiveness as such, analyse the ten years’ data on the city’s international trade, and explore the significance of image, reputation, and information support for the region’s international trade provided by business information centres abroad. The authors employ the methods of expert opinion and statistical analysis as well as the authors’ own data to consider the problems of international trade development in Saint Petersburg and the ways to improve the city’s competitiveness. The authors estimate the international trade performance of Saint Petersburg and outline the key areas for increasing the city’s competitive ability. This article has theoretical and practical significance for experts studying regional competitiveness, for regional authorities, and the business community.
Список литературы 1. Anholt S. Competitive Identity. The New Brand Management for Nations. Cities and regions. L., 2007.
2. Avraham E., Ketter E. Media Strategies for marketing place in crisis improving the image of cities, countries and tourism destinations. Oxford, 2007.
3. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. URL: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/ chapter3.htm (дата обращения: 01.09.2016).
4. City RepTrak-2016. URL: https://www.reputationinstitute.com/Resources/Registered/PDF-Resources/2016-City-RepTrak.aspx (дата обращения: 01.09.2016).
5. Dinnie K. City Branding. Theory and Cases. L., 2011.
6. Dinnie K. Nation Branding — concept, issues, practice. Butterworth-Heinemann, 2008.
7. Gover R., Go F. M. Place branding: glocal, virtual and physical identities, constructed, imagined and experienced. L., 2009.
8. Moilanen T., Rainisto S. How to brand nations, cities and destinations: A planning book for place branding. L., 2008.
9. Баженов Ю. Н., Никульченков К. Е. Конкурентоспособность приграничных регионов // Балтийский регион. 2009. № 2 (2). С. 42—48.
10. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационные деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения эффективности внешнеэкономической деятельности // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 56—70. 
11. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Балтийский регион. 2012. № 1. С. 70—80.
12. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М., 1980. Ч. 1. С. 79—86.
13. Важенин С. Г., Важенина И. С. Конкуренция, сотрудничество и доверие территорий в экономическом пространстве. Екатеринбург, 2016.
14. Важенина И. С. Имидж, репутация и бренд территории. Екатеринбург, 2013.
15. Владимирский И. Все автозаводы на карте СНГ: чем живет автопром России и ближнего зарубежья? // АвтоРевю. 2016. № 6. URL: https://autoreview.ru/articles/statistika/cepnaya-reakciya (дата обращения: 01.09.2016).
16. Добровольский В., Владимирский И. Эффект промсборки: динамика российского автопрома вдвое опережает мировую // АвтоРевю. 2013. № 5. URL: https://autoreview.ru/articles/statistika/effekt-promsborki-1(дата обращения: 01.09.2016).
17. Земцов С. П., Бабурин В. Л. Оценка потенциала экономико-географического положения регионов России // Экономика региона. 2016. № 1. С. 117—138.
18. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / под ред. А. И. Василенко. М., 2014.
19. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М., 2013.
20. Отчет о проделанной работе в 2015 году // Официальный сайт Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. URL: http://knvsh.gov.spb.ru/media/files/pages/16/Otchet-2015.pdf (дата обращения: 18.11.2016).
21. Пилипенко И. В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов // Региональная наука : сб. науч. тр. М., 2005. Кн. 1. С. 101—105.
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2015.
23. Пунгин И. В. Формирование оценки конкурентоспособности региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 3. С. 55—60.
24. Рахматов Р. Д., Иванов Н. Т. Оценка факторов конкурентоспособности регионов России // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 17. С. 192—198.
25. Региональная экономика и пространственное развитие : в 2 т. / под общ. ред. Л. Э. Лимонова. М., 2014. Т. 1. С. 292.
26. Савинова О. В. Регинальная конкуренция и пессимистические прогнозы состояния экономического климата в регионах России // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 24—37.
27. Скорниченко Н. Н. Конкурентоспособность предприятий как компонент региональной конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 823—824.
28. Создание и развитие сети информационных деловых центров субъектов Российской Федерации за рубежом : методические рекомендации / под общ. ред. А. В. Яковлева, А. Д. Саулина. СПб., 2016.
29. Тимирясова А. В., Крамин Т. В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1. С. 156—165.
30. Худдева В. В. Управление конкурентоспособностью регионов на основе разработки технологии стимулирования социально-экономического развития территории // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Экономика. Вып. 1 (93). 2011. С. 203—209.
31. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Социально-экономическая типологизация приморских регионов России // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 121—134.
32. Шаститко А. Е., Голованова С. В. и др. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики. М., 2013.
33. Шодорова Н. М. Конкурентоспособность трансграничных территорий Балтийского региона: стратегический аспект : материалы конференции // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 3, № 1. С. 152—155.
34. Юричева Е. Ю. Методы оценки конкурентоспособности региона // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 174—179.
Reference 1. Anholt, S. 2007, Competitive Identity. The New Brand Management for Nations. Cities and regions, London, 128 p.
2. Avraham, E., Ketter, E. 2007, Media Strategies for marketing place in crisis improving the image of cities, countries and tourism destinations, Oxford, 231 p.
3. Bergman, E. M., Feser, E. J. 1999, Cluster Morphology of Regions: Analytic Options. In: Bergman, E. M., Feser, E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications, available at: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/chapter3.htm (accessed 01.09.2016).
4. City RepTrak-2016, 2016, Reputation Institute, available at: https://www.reputationinstitute.com/Resources/Registered/PDF-Resources/2016-City-RepTrak.aspx (accessed 01.09.2016).
5. Dinnie, K. 2011, City Branding. Theory and Cases, London, 220 p.
6. Dinnie, K. 2008, Nation Branding — concept, issues, practice, Butterworth-Heinemann, 264 p.
7. Gover, R., Go, F. M. 2009, Place branding: glocal, virtual and physical identities, constructed, imagined and experienced, London, 269 p.
8. Moilanen, T., Rainisto, S. 2008, How to brand nations, cities and destinations: A planning book for place branding, London, 188 p.
9. Bazhenov, Yu. N., Nikulchenkov, K. E. 2009, Competitiveness of the Economies of Border Regions, Balt. Reg., Vol. 1, no. 2, p. 34—38. DOI: 10.5922/2079-8555-2009-2-4.
10. Bazhenov, Yu. N., Podshuveit, O. V. 2014, St Petersburg Business Information Centres and Their Role in Increasing the Efficiency of International Business Activities, Balt. Reg., Vol. 6, no. 3, p. 45—57. DOI: 10.5922/2079-8555-2014-3-4. 
11. Bazhenov, Yu. N., Podshuveit, O. V. 2012, Foreign economic activity of Saint Petersburg, the Leningrad Region, and the Republic of Karelia: problems and opportunities for development, Balt. Reg., Vol. 4, no. 1, p. 52—59. DOI: 10.5922/2079-8555-2012-1-6.
12. Baransky, N. N. 1980, Nauchnye printsipy geografii [Scientific principles of geography], Part 1, Moscow, p. 79—86. (in Russ.)
13. Vazhenin, S. G., Vazhenina, I. S. 2016, Konkurentsiya, sotrudnichestvo i doverie territorii v ekonomicheskom prostranstve [Competition, cooperation and trust of territories in the economic space], Ekaterinburg, 69 p. (in Russ.)
14. Vazhenina, I. S. 2013, Imidzh, reputatsiya i brend territorii [Image, reputation and brand territory], Ekaterinburg, 378 p. (in Russ.)
15. Vladimirsky, I. 2016, All car factories on the CIS map: how does the car industry in Russia and the near abroad live? AvtoRevyu, no. 6, available at: https://autoreview.ru/articles/statistika/cepnaya-reakciya (accessed 01.09.2016). (in Russ.)
16. Dobrovolsky, V., Vladimirsky, I. 2013, The effect of industrial assembly: the dynamics of the Russian automotive industry is twice as fast as the world, AvtoRevyu, no. 5, available at: https://autoreview.ru/articles/statistika/effekt-promsborki-1(accessed 01.09.2016) (in Russ.)
17. Zemtsov, S. P., Baburin, V. L. 2016, Assessment of the potential of the economic and geographical situation of the regions of Russia, Ekonomika regiona, no 1, p. 117—138. (in Russ.)
18. Vasilenko, A. I. (ed.) 2014, Imidzh Rossii: kontseptsiya natsional'nogo i territorial'nogo brendinga [The image of Russia: the concept of national and territorial branding], Moscow, 247 p. (in Russ.)
19. Magretta, J. 2011, Understanding Michael Porter: The Essential Guide to Competition and Strategy, Hardcover. 
20. Results of the work of the Committee on Science and Higher Education in 2015, 2016, available at: http://knvsh.gov.spb.ru/media/files/pages/16/Otchet-2015.pdf (accessed 18.11.2016). (in Russ.)
21. Pilipenko, I. V. 2005, Factors and methods for increasing the competitiveness of countries and regions: an analysis of theoretical approaches, Regional'naya nauka, Collection of scientific papers, Book 1, Moscow, p. 101—105.
22. Porter, M. 1980, Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors, New York, 422 p.
23. Pungin, I. V. 2014, Forming an assessment of the region's competitiveness, Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies], no. 3, p. 55—60. (in Russ.)
24. Rakhmatov, R. D., Ivanov, N. T. 2015, Assessment of competitiveness factors in Russian regions, Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike [Priority research areas: from theory to practice], no. 17, p.192—198. (in Russ.)
25. Limonov, L. E. (ed.) 2014, Regional'naya ekonomika i prostranstvennoe razvitie [Regional economy and spatial development], T. 1, Moscow, p. 292. (in Russ.)
26. Savinova, O. V. 2014, Regional competition and pessimistic forecasts of the state of the economic climate in the regions of Russia, Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: The humanities], no. 1 (129), p. 24—37. (in Russ.)
27. Skornichenko, N. N. 2014, Competitiveness of enterprises as a component of regional competitiveness, Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], no. 1, p. 823—824. (in Russ.)
28. Yakovlev, А. V., Saulin, А. D. (eds.), 2016, Sozdanie i razvitie seti informatsionnykh delovykh tsentrov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii za rubezhom: metodicheskie rekomendatsii [Creation and development of a network of information business centers of the subjects of the Russian Federation abroad: methodical recommendations], St. Petersburg, 44 p. (in Russ.)
29. Timiryasova, A. V., Kramin, T. V. 2014, Quantitative assessment of the impact of international competitiveness factors in Russian regions, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual problems of economics and law], no. 1, p. 156—165. (in Russ.)
30. Huddeva, V. V. 2011, Management of regional competitiveness based on the development of technology to stimulate the socio-economic development of the territory, Vestnik TGU. Gumanitarnye nauki. Ekonomika [Bulletin of TSU. Humanitarian sciences. Economy], no. 1 (93), p. 203—209. (in Russ.)
31. Fedorov, G. M., Korneevets, V. S. 2015, Socioeconomic typology of Russia’s coastal regions, Balt. Reg., Vol. 7, no. 4, p. 89—101. DOI: 10.5922/2079- 8555-2015-4-7.
32. Shastitko, A. Е., Golovanova, S. V. et all 2013, Posledstviya slaboi konkurentsii: kolichestvennye otsenki i vyvody dlya politiki [The effects of weak competition: quantitative assessments and policy implications], Moscow, 120 p. (in Russ.)
33. Shodorova, N. M. 2011, Competitiveness of the transboundary territories of the Baltic region: strategic aspect: (conference materials), INTEREKSPO GEO-SIBIR, Vol. 3., no. 1, p. 152—155. (in Russ.)
34. Yuricheva, E. Yu. 2016, Methods for assessing the competitiveness of the region, Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii [Actual problems of modern Russia's economy], no. 3, p. 174—179. (in Russ.)

Назад в раздел