Балтийский регион

2016 №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

О формах международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета в области экологического образования

DOI
10.5922/2074-9848-2016-4-8
Страницы / Pages
114-128

Аннотация

Рассмотрен практический опыт реализации в Балтийском регионе разных форм международных образовательных проектов. Первая из них — англоязычная программа «Балтийский университет», объединяющая более 200 университетов 14 стран бассейна Балтийского моря. Эта факультативная образовательная программа позволяет студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся в своих университетах по другим основным образовательным программам, получить дополнительные знания и навыки, необходимые для решения экологических и социальных проблем в Балтийском регионе. Вторая форма образовательного проекта — англоязычная программа «Полярные и морские исследования» («ПОМОР») — имеет статус основной образовательной программы магистратуры СПбГУ. Она разработана и реализуется российско-германским коллективом сотрудников шести университетов и трех исследовательских центров. Эта программа предусматривает совместное обучение российских и иностранных студентов с первого семестра и является первым опытом СПбГУ в получении международной аккредитации магистерской программы, что говорит о ее соответствии европейским нормам образования. К указанной форме обучения относится и новая международная англоязычная магистерская программа «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов» («CORELIS»), реализация которой началась в 2016 г. Основными предпосылками ее создания был большой интерес студентов к изучению полярных регионов именно в контексте наземных полярных экосистем. Программа реализует не только комплексный подход к набору читаемых дисциплин, но и международное преподавание. В ней участвуют помимо основного партнера — Гамбургского университета — финские коллеги из Хельсинки, преподаватели из Португалии (Технический университет Лиссабона), и планируется привлечение Австрийского полярного исследовательского института, Лундского университета Швеции и швейцарских партнеров. Это позволит синтезировать в преподавании различные европейские методики. Третья форма международных образовательных проектов — англоязычная российско-норвежская магистерская программа «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование в северных районах нефтегазодобычи». Она, так же, как программы «ПОМОР» и «CORELIS», является основной образовательной программой СПбГУ, ее особенность — совместное обучение российских и иностранных студентов со второго семестра. Рассмотрены пути достижения поставленной магистрантами цели в зависимости от их языковой подготовки и уровня базовых знаний в области экологии и природопользования.

Abstract

The authors analyse different forms of environmental education projects and programmes implemented in the Baltic Sea region. The first one is “The Baltic University” programme taught in English. The “Baltic University” is a network of more than 200 universities from 14 counties of the Baltic Sea region. This education programme offers an opportunity for students to enroll on bachelor and master degree programmes related to environmental and social problems of the Baltic Sea region. The Polar and Marine Sciences, POMOR master programme, represents the second form of international environmental education. Russian and German researchers from six universities and four research centres have developed the programme. The target group of the programme are Russian and international students, studying together during the whole duration of the programme. It is the first internationally accredited MA programme taught in English. International accreditation proves the compliance of the programme with international education standards. The same cooperation model is used in a new international master programme — Cold Regions Environmental Landscapes Integrated Science (CORELIS). The programme started in 2016. It is implemented jointly by Hamburg university (the lead partner of the project), and university professors from Helsinki (Finland) and Lisbon (Portugal). Researchers from the Austrian National Institute of Polar Research (Austria, and Lund University (Sweden) will join the programme at a later stage. Such an approach will help achieve the synergy of the European and Russian approaches to environmental education. The Russian-Norwegian master programme “Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production regions” is a good example of the third form of international environmental education. The programme similar to POMOR and CORELIS. However, it has one distinctive feature — Russian and foreign students study together from the second term only. The authors describe the ways of achieving the learning objectives of these master programmes depending on the students’ language skills and their basic knowledge of ecology and nature management.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 дек.
2. Алексеев С. В., Александрова Н. М., Андреева Н. Д. и др. Концептуальные подходы к развитию Муниципальной системы непрерывного образования в Санкт-Петербурге. СПб. : Крисмас+. 1998. 150 с.
3. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Высшее образование — стратегический капитал России // Вестник Пермского университета. 2007. № 6. С. 46—54.
4. Бенавидес Л. Г., Арредодо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. 1992. Т. 77, № 1/2. С. 123—136.
5. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 года // Россия в Болонском процессе : матер. междунар. раб. встречи (Москва, 2 апреля 2004 года). М., 2004. С. 219—225.
6. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. проф. Н. С. Касимова. М. : Изд-во МГУ, 2007. 230 с.
7. Кахро Н. М., Кассенс Х., Троян В. Н. и др. Российско-германское сотрудничество в сфере образования: магистерская программа «Прикладные полярные и морские исследования» (ПОМОР) // Система моря Лаптевых и прилегающих морей Арктики. Современное состояние и история развития : монография. М., 2009. С. 26—30.
8. Ломанов П. Н. Совершенствование подготовки специалистов на основе Болонских принципов // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 10. С. 41—51.
9. Мовчан В. Н. Проблемы экологического образования географов в высшей школе // Сборник научных работ 14 Съезда Русского географического общества. СПб., 2010. Т. 2, ч. 2. С. 114—119.
10. Романцов М. Г., Даниленкова Г. Г., Мельникова И. Ю. и др. Парадигмы высшего образования в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. С. 17—24.
11. Сборник материалов Второй всероссийской конференции по экологическому образованию (Москва, 25—26 ноября 2011 года). М., 2011. 118 с.
12. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации. Калининград, 2010.
13. Environmental Science Understanding, protecting and managing the environment in the Baltic Sea Region / eds. L. Rydén, P. Migula, M. Andersson. Uppsala : Baltic University Press, 2003. 824 p.
14. Ionov V. V. Centre for Baltic and Arctic studies at St. Petersburg state University as a national node of «University GIS network» in Russia // Limnologica — Ecology and Management of Inland Waters. 1997. Vol. 29, Issue 3. Р. 332—334.
15. Исследования по заказу Комитета культуры и образования Европейского парламента за 2015 год. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU%282015 %29540370_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
16. POMOR Newsletter #5. URL: http://pomor.spbu.ru/assets/userfiles/POMOR_Newsletter_issue5a.pdf (дата обращения: 15.06.2016).