Балтийский регион

2016 №4

Назад к списку Скачать статью

Евразийское будущее России в свете чередования интеграционных и дезинтеграционных циклов

DOI
10.5922/2074-9848-2016-4-1
Страницы / Pages
7-17

Аннотация

России необходимо вписываться в международный геополитический и геоэкономический ландшафт, формирование которого в огромной степени определяется чередованием интеграционных и дезинтеграционных циклов в развитии мирового хозяйства. Наступление второго глобального дезинтеграционного цикла в 2008 г. завершится формированием новой интеграции вокруг Китая (Pax Sinensis вместо Pax Americana). Это требует усиления восточного вектора в развитии страны, формирования треугольника «Москва — Пекин — Дели» (идея Е. М. Примакова) и обеспечения для энергоемкой и водоемкой продукции из Восточной Сибири железнодорожного доступа на китайские и индийские рынки. Россия заинтересована как в строительстве железнодорожной магистрали из Китая в Индию, так и в использовании мощных транзитных грузопотоков для реконструкции Транссиба и резкого снижения себестоимости перевозок. При этом балтийский фасад России из «окна в Европу» должен превратиться в западное завершение инфраструктурной оси, идущей от Тихого океана. Создание такой оси, резкое удешевление перевозок будут способствовать выходу энергоемкой и водоемкой продукции Урала и Сибири не только на азиатские, но и на европейские рынки. Калининградская область, во все возрастающей степени берущая на себя те функции по отношению к России, которые в недавнем прошлом выполняли республики Советской Прибалтики, может существенно расширить свою роль в условиях формирования Евразии от Шанхая до Санкт-Петербурга, по Д. В. Тренину, вместо Европы от Лиссабона до Владивостока.

Abstract

Russia needs to fit into the international geopolitical and geo-economic landscape. The formation of this landscape is largely determined by alternating integration and disintegration cycles in the development of the world economy. The second global disintegration cycle that started in 2008 is expected to last 15—20 years. It will be followed by a new integration cycle, largely dependent on China (Pax Sinensis instead of Pax Americana). This change necessitates a number of steps: a significant strengthening of the Eastern vector in the development of Russia, the formation of the Moscow-Beijing-New Delhi triangle (Evgeny Primakov's idea) as well as providing access of energy-intensive and water-intensive goods from East Siberia by railway to the Chinese and Indian markets. Russia has expressed its interest in the construction of a railway from China to India. It will allow Russia to reduce transportation costs and use a potentially heavy transit traffic for the modernization of the Transsibirian railway. These steps could radically change the role of the Baltic exclave of Russia: from being a ‘window to Europe’ the region is to turn into the westernmost point of a infrastructure axis extending from east to west. The creation of such an axis, combined with a sharp fall in transportation costs will facilitate the access of energy-intensive and water-intensive goods from the Urals and Siberia to the Asian and European markets. The Kaliningrad region is increasingly taking on business facilitating functions, which used to be performed by the Soviet Baltic republics in the past. The region can play a more important role in the formation of Eurasia stretching from Shanghai to St. Petersburg (according to Dmitry Trenin), instead of the Europe from Lisbon to Vladivostok.

Список литературы

1. Безруков Л. А. Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие // Экономика и организация промышленного производства. 2016. № 7. С. 21—36. 
2. Иноземцев В. Экономика пространства: Воздух против рельса // Ведомости. 2013. 11 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2013/06/11/vozduh_protiv_relsa (дата обращения: 15.04.2016).
3. К Великому океану-4: Поворот на восток. Предварительные итоги и новые задачи : доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» / под ред. Т. В. Бордачёва. М., 2016. URL: http://ru.valdaiclub.com/files/12395/ (дата обращения: 05.06.2016).
4. Каплан Р. Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного. М. : КоЛибри, АзбукаАттикус, 2015. 384 с.
5. Колосовский Н. Н. Будущее Урало-Кузнецкого комбината // Пространственная экономика. 2009. № 4. С. 126—141.
6. Маергойз И. М. Уникальность экономико-географического положения советского Дальнего Востока и некоторые проблемы его использования в перспективе // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 1974. № 4. С. 3—8.
7. Пилясов А. Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. 544 с.
8. Синцеров Л. М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С. 56—64.
9. Урало-Кузбасс // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2009. Т. 3.
10. Gusein-Zade S. M., Tikunov V. S. Visualisation in noneuclidean metrics. Hong Kong : The Chinese University of Hong Kong, 2015. 213 p.

Reference

1. Bezrukov, L. A. 2016, Transsib i Shelkovyy put: globalnaya infrastruktura i regionalnoye razvitiye [Trans-Siberian Railway and Silk way: global infrastructure and regional development], Ekonomika i organizatsiya promyshlennogo proizvodstva [Economy and organization of industrial production], no. 7, p. 21—36.
2. Inozemtsev, V. 2013, Ekonomika prostranstva: Vozdukh protiv relsa [Space economy: Air against a rail], Vedomosti, 11.06.2013 
3. Bordachev, T. V. (ed.), 2016, K Velikomu okeanu-4: Povorot na vostok. Predvaritelnyye itogi i novyye zadachi. Doklad Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valday» [To the Great ocean-4: Turn on the East. Preliminary results and new tasks. Report of the International debating club "Valdau"], 2016, May, Moscow, available at: http://ru.valdaiclub.com/files/12395/ (accessed 14.07.2016).
4. Kaplan, R. D. 2013, The Revenge of Geography. What the Maps Tells Us About Coming Conflicts and the Battle Against Fate, N. Y., Random House, 418 p.
5. Kolosovskiy, N. N. 2009, Budushcheye Uralo-Kuznetskogo kombinata [Future of Uralo-Kuznetsky plant], Prostranstvennaya ekonomika [Spatial economy], no. 4, p. 126—141.
6. Mayergoyz, I. M. 1974, Unikalnost ekonomiko-geograficheskogo polozheniya sovetskogo Dalnego Vostoka i nekotoryye problemy ego ispolzovaniya v perspective [Uniqueness of an economical geographical location of the Soviet Far East and some problems of its use in the long term], Vestn. Mosk. un-ta. Ser. V. Geografiya, no. 4, p. 3—8.
7. Pilyasov, A. N. 2009, I posledniye stanut pervymi: Severnaya periferiya na puti k ekonomike znaniya [And the last will become the first: The northern periphery on the way to knowledge economy], Moscow, 544 p.
8. Sintserov, L. M. 2000, Dlinnyye volny globalnoy integratsii [Long waves of global integration], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World economy and international relations], no. 5, p. 56—64.
9. Uralo-Kuzbas, 2009. In: Istoricheskaya entsiklopediya Sibiri [Historical encyclopedia of Siberia], T. 3, Novosibirsk, Ist. naslediye Sibiri. 
10. Gusein-Zade, S. M., Tikunov, V. S. 2015, Visualisation in noneuclidean metrics, Hong Kong, The Chinese University of Hong Kong, 213 p.