Отражение эволюции железнодорожной сети в ландшафтной среде Калининградской области :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Отражение эволюции железнодорожной сети в ландшафтной среде Калининградской области

Автор Романова Е. А., Виноградова О. Л., Кретинин Г. В., Дробиз М. В.
DOI 10.5922/2074-9848-2015-4-11
Страницы/Pages 181-197
Статья Загрузить
Ключевые слова ландшафтная среда территории, эволюция железнодорожной сети, система расселения, реликтовые и современные антропогенные ландшафты
Keywords landscape environment, railway network evolution, settlement system, relic and modern anthropogenic landscapes
Аннотация Рассмотрены методические вопросы исследования современных ландшафтов с точки зрения одновременного функционирования как природных, так и антропогенных компонентов территориальной структуры. Желелезнодорожные комплексы не только представляют собой важный системообразующий элемент хозяйственной структуры и системы расселения, но и влияют на изменение культурных ландшафтов. Исследования картографических материалов и историографии позволило выделить этапы эволюции железнодорожной сети Калининградской области в соответствии со степенью охвата территории, особенностями рисунка железнодорожной сети и причинами, обусловившими соответствующие изменения. Основными факторами развития железнодорожной сети Калининградской области исторически служили изменения политической, экономической и военной ситуаций в регионе, в меньшей степени — природный фактор. Современная система Калининградской железной дороги в значительной степени унаследована от предыдущих, довоенных, этапов развития, а сегодня направлена в основном на
импортно-экспортные перевозки грузов и пассажиров. На территории региона выделены два вида железнодорожных ландшафтов — современные (эксплуатируемые) и реликтовые (дичающие). Процесс ренатурализации железнодорожных ландшафтов развивается при прекращении мероприятий по поддержанию рабочего состояния дорог, и в соответствии с особенностями искусственного рельефа и насыпных грунтов происходит формирование специфических примитивных почв и пионерных биоценозов.
Abstract (summary) This article addresses methodology of modern landscape studies from the perspective of natural and man-made components of a territory. Railway infrastructure is not only an important system-building element of economic and settlement patterns; it also affects cultural landscapes. The study of cartographic materials and historiography made it possible to identify the main stages of the development of the Kaliningrad railway network in terms of its territorial scope and to describe causes of the observed changes. Historically, changes in the political, economic, and military environment were key factors behind the development of the Kaliningrad railway network. Nature was less important. The existing Kaliningrad railway network is to a great degree the legacy of the earlier, pre-war times. Today, its primary function is to provide international cargo and passenger transportation. Two types of railway infrastructure are identified in the Kaliningrad region – modern (functioning) and relic (abandoned) ones. In the Kaliningrad region, the process of land reclamation of the railway system starts when the maintenance of railroads is discontinued, which is followed by the formation of primitive soils and emerging biocenoses enhanced by fill soils and artificial relief.
Reference 1. Batyrev, V. M. 1988, Vokzaly [Station], Moscow, 214 p.
2. Gause, F. 1994, Königsberg in Preußen. Die Geschichte der europäischen Stadt [Konigsberg in Prussia. The history of the European city], Recklinghausen, 309 p.
3. Schwank, L. А. (ed.), 1898, Germanija. Voennyj obzor vostochnyh oblastej [Germany. Military review of the eastern provinces], St. Petersburg.
4. GOST 17.8.1.02-88 MEZhGOSUDARSTVENNYJ STANDART Ohrana prirody. LANDShAFTY. Klassifikacija. Nature protection. Landscapes. Classification. OKSTU 0017. Data vvedenija 1989-07-01 [Standard 17.8.1.02-88 interstate standards Conservancy. LANDSCAPES. Classification. Nature protection. Landscapes. Classification. OKS 0017. Date of introduction 01.07.1989], 1989, available at: www/ libgost.ru (accessed 01.10. 2015).
5. Gutnov, А. E., Glazichev, V. L. 1990, Mir arhitektury: Lico goroda [World Architecture: Face of the City], Moscow, 350 p.
6. Gusev, А. L., Maslov, V. N. (eds.), 2006, Istorija sel'skogo hozjajstva Kaliningradskoj oblasti: 1945-2006 gg. [History of Agriculture of the Kaliningrad region: 1945-2006], Kaliningrad, 464 p.
7. Kaliningradskaja zheleznaja doroga [Kaliningrad Railways], 2015, available at: http://kzd.rzd.ru/isvp/public/kzd?STRUCTURE_ID=4067 (дата обращения: 05.10. 2015).
8. Kaliningradskaja oblast' – sledy proshlogo [Kaliningrad region - traces of the past], 2015, Podzemel'ja Kjonigsberga [Dungeons Konigsberg], available at: http://milovsky-gallery.ru/index_r.phtml?chnum=17 (accessed 05.10. 2015).
9. Kjonigsberg - Kaliningrad: illjustrirovannyj jenciklopedicheskij spravochnik [Königsberg - Kaliningrad: an illustrated encyclopedic guide], 2005, Kaliningrad, 800 p.
10. Kretinin, G. V. 2002, Avgust chetyrnadcatogo [August fourteenth]. In: Kretinin, G. V., Bryushinkin, V. N., Galtsov,V. I. et al. Ocherki istorii Vostochnoj Prussii [Essays on the history of East Prussia], Kaliningrad, 536 pс.
11. Luhmanov, D. N. 2001, Jevoljucija sel'skogo rasselenija v pervoj polovine HH veka [Evolution of the rural settlement in the first half of the twentieth century]. In: Gorod i derevnja v Evropejskoj Rossii: sto let peremen [City and village in European Russia: one hundred years of change], Moscow, p. 230 -232.
12. Maksakovskii, V. P. 2008, Geograficheskaja kartina mira [The geographical pattern of world] , Bk. I, Moscow, 495 p.
13. Milovsky, V. А. Sledy proshlogo. Iz istorii zheleznyh dorog (shirokaja koleja) [Traces of the past. From the history of railroads (wide track)], available at: http://lib39.ru/kray/milovsky-gallery/album.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=171 (accessed 03.10. 2015).
14. Milovsky, V. А. Sledy proshlogo. Iz istorii zheleznyh dorog (shirokaja koleja) [Traces of the past. From the history of railroads (wide track)], available at: http://lib39.ru/kray/milovsky-gallery/album.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=229 (accessed 02.10. 2015).
15. Milkov, F. N. 1973, Chelovek i landshafty: ocherki antropogennogo landshaftovedenija [Man and landscapes: essays anthropogenic landscape science], Moscow.
16. Stolberg, F. V. 2000, Jekologija goroda [Ecology city], Moscow.
17. Rodoman, B. B. 2002, Jekspressnyj transport, rasselenie i ohrana prirody [Express transport, accommodation and nature protection]. In: Poljarizovannaja biosfera [Polarized Biosphere], Smolensk, p. 77.
18. Romanova, Е. А. 2011, Dinamika sistemy rasselenija kak osnovnoj faktor transformacii landshaftov territorii (na primere Kaliningradskoj oblasti). [The dynamics of the settlement system as a main factor of transformation of the landscape (for example, the Kaliningrad region)]. In: Druzhinin, А. G.et al, Proceedings of the International scientific conference "Social and economic geography: fundamental and applied research", Kaliningrad, 2011 p. 202-204.
19. Romanova, Е. А. Real'naja plotnost' naselenija // Kaliningradskaja oblast'.  Atlas, Kaliningrad: Masterskaja «Kollektsyja», 2011. P. 47.
20. Romanova, Е. А., Vinogradova, О. L. 2011, Landshafty [Landscapes]. In: Orlenok, V., Fedorov, G. Kaliningradskaja oblast'. Atlas [Kaliningrad region. Atlas], Kaliningrad, p. 26-27.
21. Romanova, Е. А., Vinogradova, О. L. 2015, Sovremennye landshafty Kaliningradskoj oblasti kak otrazhenie dinamiki zemlepol'zovanija [Modern landscapes of the Kaliningrad region as a reflection of the dynamics of land use], Vestnik Immanuel Kant Baltic Federal University, no. 1, p. 35—43.
22. Romanova, Е. А., Vinogradova, О. L. 2011, Fiziko-geograficheskoe rajonirovanie [Geographical zoning]. In: Orlenok, V., Fedorov, G. Kaliningradskaja oblast'. Atlas [Kaliningrad region. Atlas], Kaliningrad, p.30-31.
23. Romanova, Е. А., Vinogradova, О. L. Gagieva, V. E. 2012, Sovremennoe sostojanie landshaftnoj sredy Kaliningradskoj oblasti (metodologija i osnovnye rezul'taty) [The current state of the landscape environment of the Kaliningrad region (methodology and main results)], Vestnik Immanuel Kant Baltic Federal University, no. 7, p. 149 – 156.
24. Romanova, Е. А., Gagieva, V. E. 2011, Stepen' transformacii landshaftov [The degree of transformation of landscapes]. In: Orlenok, V., Fedorov, G. Kaliningradskaja oblast'. Atlas [Kaliningrad region. Atlas], Kaliningrad, p. 28-29.
25. Semenov-Tyan-Shansky, V. P. 1928, Rajon i strana [Regions and countries], Moscow – Leningrad.
26. Skopin, А.Yu. 2001, Vvedenie v jekonomicheskuju geografiju [Introduction to economic geography], Moscow.
27. Skopin, А.Yu., Hagget, P. 2005, Obshhaja geografija: global'nyj sintez [General Geography: Global Synthesis], Pearson Education.
28. Takman, B. 1999, Pervyj blickrig. Avgust 1914 [First Blitzkrieg. August 1914], Moscow ; St. Petersbutg.
29. Tarhov, S. А. 2002, Prostranstvennye zakonomernosti jevoljucii transportnyh setej [Spatial patterns of evolution of transport networks], Thes, Ph.D, Moscow, available at: www.mediafire.com (accessed 09.10. 2015).
30. Jenciklopedija uzkokolejnyh zheleznyh dorog «Mladshij brat» [Encyclopedia of narrow gauge railways "younger brother"], available at: http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?LNG=RU&ID=2134 (accessed 09.10.2015).
31. Grimm, G. Die letzten 50 Jahre der Provinz Ostpreuβen. In: Die Entwicklung der Region Königsberg / Kaliningrad, p. 60-107.

Назад в раздел