Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области

Автор Мякиненков В.М., Спирин П.П., Вязилова Ю.С.
DOI 10.5922/2074-9848-2015-3-5
Страницы/Pages 76-89
Статья Загрузить
Ключевые слова территориальное планирование, морское планирование, территория, морская акватория
Keywords spatial planning, marine planning, territory, offshore area.
Аннотация Изложены результаты научно-исследовательской работы по обоснованию методологии построения модель-ной структуры морского плана на при-мере акватории Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области, выполненной в 2012—2013 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации.
В основу методологии этой работы положены имеющиеся правовые акты в области использования морского пространства, природопользования, а так-же опыт зарубежных стран по морскому планированию. Поскольку морское планирование тесно связано с территориальным планированием в работе было уделено внимание вопросам их стыковки для целей разработки морских планов. Выявлена необходимость проведения законотворческой работы по адаптации морского планирования в действующую правовую систему, регулирующую полномочия органов власти различных территориальных уровней в области стратегического планирования.
Структура, содержание морского плана и методические подходы к обоснованию планируемых мероприятий основаны на действующих нормативно-правовых документах, литературных и картографических материалах применительно к объекту исследования. Основным результатом исследования стало установление акваториальных функциональных зон федерального, регионального и местного значения.
Научная ценность работы связана с дальнейшим развитием методологии стратегического планирования в части планирования развития морского пространства. Практическая значимость определяется обоснованием правового и методического инструментария для морского пространственного планирования.
Abstract (summary) The need for maritime spatial planning is articulated in the Strategy for Marine Development of the Russian Federation until 2030. However, Russian legislation contains no provisions regulating this field. This article presents the results of a study aimed to devise a methodology for developing the model structure of a maritime plan for the Baltic Sea. The study methodology is based on current regulations on marine use and na-ture management as well as international maritime planning practices. Since marine planning is closely connected with spatial planning, the study pays special attention to their convergence in developing maritime plans. The authors stress the need for legislative efforts aimed at integrating marine planning in the current legal framework for the regional authorities of different territorial levels. The structure and contents of the maritime plan and the methodological framework for suggested measures are based on relevant regulations, publications, and maps. The main result of the study is the identification of functional offshore areas of federal, regional, and local significance. The research significance of this study is associated with the further development of strategic planning, namely, marine planning. Its practical significance is in devising the legal and methodological framework for marine spatial planning.
Список литературы 1. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-ФЗ.
2. Зеньков А. Ф., Исмаилов А. И. О морской доктрине Российской Федерации до 2030 года и концепции федерального закона о государственном управлении морской деятельностью // Навигация и гидрография. 2013. № 35. С. 8—17
3. Варгина Т. В., Мякиненков В. М. Градостроительный кодекс РФ // Управление развитием территорий. 2008. № 1. С.17—20.
4. Митягин С. Д. Морское планирование — новое направление пространственной организации Российской Федерации // Вестник Зодчий 21 век. 2012. № 4(45). С 4—7.
5. Митягин С. Д. Сегодня и завтра морского пространственного планирования // Там же. 2014 № 1(50). С. 38—45.
6. Покровский И. Ф., Овлащенко А. В. Морское пространственное планирование и методология КУПЗ: Нуждается ли в них Россия (к обсуждению проекта стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более отдаленную перспективу) // Юридический мир. 2010. № 2. С. 31—37.
7. Гогоберидзе Г. Г. Балтийское море: приморские регионы и их морехозяйственный потенциал // Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 8. С. 150—155.
8. Гогоберидзе Г. Г., Домнина А. Ю. Возможные конфликты между видами морской деятельности в акваториях российской части юго-восточной Балтики и разработка рекомендаций по их предотвращению // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2010. № 12. С. 132—151.
9. Мякиненков В. М. Вопросы функциональной совместимости территориального и морского планирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7 «Геология, география». 2013. № 3. С. 153—160.
10. Мякиненков В. М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования // Балтийский регион. 2013. № 1. С. 41—53.
11. Мосин О. В. Основные экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения // Балтийский регион. 2011. № 1. С. 41—53.
12. Клемешев А. П., Федоров Г. М. О совершенствовании управления развитием Калининградской области // Региональное сотрудничество. 2004. С. 5—20.
13. Каленченко М. М. Проблемы организации территориальных мер охраны морской среды в пределах юрисдикции РФ // Актуальные проблемы юридических наук : сб. статей III Всероссийской науч.-практ. конференции. Пенза, 2007. С. 146—149.
14.Morf A. BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space. Gothenburg, 2012.
15. Jacek Zaucha. The key to governing the fragile Baltic See. Maritime Spatial Planning in Baltic Region and Way Forward. Riga, 2014, C. 73—86.
Reference 1. Strategija razvitija morskoj dejatel'nosti Rossijskoj Federacii do 2030 goda, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrja 2010 goda № 2205-FZ [The development strategy of maritime activities of the Russian Federation until 2030 approved by the Federal Government of December 8, 2010 № 2205-FL], 2010, Moscow.
2. Zenkov, А. F., Ismailov, А. I. 2013, O morskoj doktrine Rossijskoj Federacii do 2030 goda i koncepcii federal'nogo zakona o gosudarstvennom upravlenii morskoj
dejatel'nost'ju [About the Marine Doctrine of the Russian Federation until 2030 and the concept of the federal law on public administration maritime activities], Navigacija i gidrografija [Navigation and Hydrography], no. 35, p. 8—17.
3. Vargina, T. V., Myakinenkov, V. M. 2008, Gradostroitel'nyj kodeks RF [Town Planning Code of the Russian Federation], Upravlenie razvitiem territorij [Governance of territories], no. 1, p.17—20.
4. Mityagin, S. D. 2012, Morskoe planirovanie — novoe napravlenie prostranstvennoj organizacii Rossijskoj Federacii [Marine planning — a new direction of the spatial organization of the Russian Federation], Vestnik Zodchij 21 vek [Architect Herald 21st Century], no. 4(45), p. 4—7.
5. Mityagin, S. D. 2014, Segodnja i zavtra morskogo prostranstvennogo planirovanija [Today and tomorrow, marine spatial planning], Vestnik Zodchij 21 vek [Architect
Herald 21st Century], no. 1(50), p. 38—45.
6. Pokrovsky, I. F., Ovlaschenko, A. V. 2010, Morskoe prostranstvennoe planirovanie i metodologija KUPZ: Nuzhdaetsja li v nih Rossija (k obsuzhdeniju proekta
strategii razvitija morskoj dejatel'nosti do 2020 goda i na bolee otdaljonnuju perspektivu) [Marine spatial planning and ICZM methodology: Does Russia in them (to
the discussion of the draft strategy of development of maritime activities to 2020 and to a more distant prospect)], Juridicheskij mir [Legal World], no. 2, p. 31—37.
7. Ghoghoberidze, G. G. 2009, Baltijskoe more: primorskie regiony i ih morehozjajstvennyj potencial [Baltic Sea: coastal regions and marine economic potential],
Jekonomicheskie strategii [Economic strategies], Vol. 11, no. 8, p. 150—155.
8. Ghoghoberidze, G. G., Domnina, А. Yu. 2010, Vozmozhnye konflikty mezhdu vidami morskoj dejatel'nosti v akvatorijah rossijskoj chasti jugo-vostochnoj Baltiki i razrabotka rekomendacij po ih predotvrashheniju [Possible conflicts between the types of maritime activities in waters of the Russian part of the south-east of the Baltic Sea and the development of recommendations for their prevention], Uchjonye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta [Scientists note by the Russian State Hydrometeorological University], no. 12. p. 132—151.
9. Myakinenkov, V. М. 2013, Voprosy funkcional'noj sovmestimosti territorial'nogo i morskogo planirovanija [Interoperability issues of territorial and maritime planning], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser.7 Geologija, geografija [Bulletin of St. Petersburg State University. Ser.7 Geology, Geography], no. 3, p. 153—160.
10. Myakinenkov, V. М. 2013, Key Strategies of Development of Research Tools and Methods for Marine Spatial Planning, Balt. Reg., no. 1, p. 71—81. DOI:
10.5922/2079-8555-2013-1-7.
11.Mosin, O. V. 2011, The main environmental problems of the Baltic Sea and the ways to solve them, Balt. Reg., no. 1, p. 35—47. DOI: 10.5922/2079-8555-2011-1-5.
12. Klemeshev, А. P., Fedorov, G. M. 2004, O sovershenstvovanii upravlenija razvitiem Kaliningradskoj oblasti [On improving the management of development of the Kaliningrad region], Regional'noe sotrudnichestvo [Regional cooperation], p. 5—20.
13. Kalenchenko, M. M. 2007, Problemy organizacii territorial'nyh mer ohrany morskoj sredy v predelah jurisdikcii RF [Problems of organization of territorial measures to protect the marine environment within the jurisdiction of the Russian Federation].
In: Baranova, N. B., Fedoseyeva, L. V. (eds.), Aktual'nye problemy juridicheskih nauk [Actual problems of jurisprudence], a collection of articles III All-Russian scientific-practical conference, Penza, September 2007, Penza, p. 146—149.
14. Morf, A. 2012, BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space, Gothenburg.
15. Zaucha, Ja. 2014, The key to governing the fragile Baltic See. Maritime SpatialPlanning in Baltic Region and Way Forward, VASAB, Riga, p. 73—86.

Назад в раздел