Балтийский регион

2015 №3(25)

Назад к списку Скачать статью Download the article

Модельная структура и содержание комплексного морского плана на примере Калининградской области

DOI
10.5922/2074-9848-2015-3-5
Страницы / Pages
76-89

Аннотация

Изложены результаты научно-исследовательской работы по обоснованию методологии построения модель-ной структуры морского плана на при-мере акватории Балтийского моря, примыкающей к Калининградской области, выполненной в 2012—2013 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации.
В основу методологии этой работы положены имеющиеся правовые акты в области использования морского пространства, природопользования, а так-же опыт зарубежных стран по морскому планированию. Поскольку морское планирование тесно связано с территориальным планированием в работе было уделено внимание вопросам их стыковки для целей разработки морских планов. Выявлена необходимость проведения законотворческой работы по адаптации морского планирования в действующую правовую систему, регулирующую полномочия органов власти различных территориальных уровней в области стратегического планирования.
Структура, содержание морского плана и методические подходы к обоснованию планируемых мероприятий основаны на действующих нормативно-правовых документах, литературных и картографических материалах применительно к объекту исследования. Основным результатом исследования стало установление акваториальных функциональных зон федерального, регионального и местного значения.
Научная ценность работы связана с дальнейшим развитием методологии стратегического планирования в части планирования развития морского пространства. Практическая значимость определяется обоснованием правового и методического инструментария для морского пространственного планирования.

Abstract

The need for maritime spatial planning is articulated in the Strategy for Marine Development of the Russian Federation until 2030. However, Russian legislation contains no provisions regulating this field. This article presents the results of a study aimed to devise a methodology for developing the model structure of a maritime plan for the Baltic Sea. The study methodology is based on current regulations on marine use and na-ture management as well as international maritime planning practices. Since marine planning is closely connected with spatial planning, the study pays special attention to their convergence in developing maritime plans. The authors stress the need for legislative efforts aimed at integrating marine planning in the current legal framework for the regional authorities of different territorial levels. The structure and contents of the maritime plan and the methodological framework for suggested measures are based on relevant regulations, publications, and maps. The main result of the study is the identification of functional offshore areas of federal, regional, and local significance. The research significance of this study is associated with the further development of strategic planning, namely, marine planning. Its practical significance is in devising the legal and methodological framework for marine spatial planning.

Список литературы

1. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-ФЗ.
2. Зеньков А. Ф., Исмаилов А. И. О морской доктрине Российской Федерации до 2030 года и концепции федерального закона о государственном управлении морской деятельностью // Навигация и гидрография. 2013. № 35. С. 8—17
3. Варгина Т. В., Мякиненков В. М. Градостроительный кодекс РФ // Управление развитием территорий. 2008. № 1. С.17—20.
4. Митягин С. Д. Морское планирование — новое направление пространственной организации Российской Федерации // Вестник Зодчий 21 век. 2012. № 4(45). С 4—7.
5. Митягин С. Д. Сегодня и завтра морского пространственного планирования // Там же. 2014 № 1(50). С. 38—45.
6. Покровский И. Ф., Овлащенко А. В. Морское пространственное планирование и методология КУПЗ: Нуждается ли в них Россия (к обсуждению проекта стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более отдаленную перспективу) // Юридический мир. 2010. № 2. С. 31—37.
7. Гогоберидзе Г. Г. Балтийское море: приморские регионы и их морехозяйственный потенциал // Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 8. С. 150—155.
8. Гогоберидзе Г. Г., Домнина А. Ю. Возможные конфликты между видами морской деятельности в акваториях российской части юго-восточной Балтики и разработка рекомендаций по их предотвращению // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2010. № 12. С. 132—151.
9. Мякиненков В. М. Вопросы функциональной совместимости территориального и морского планирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7 «Геология, география». 2013. № 3. С. 153—160.
10. Мякиненков В. М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования // Балтийский регион. 2013. № 1. С. 41—53.
11. Мосин О. В. Основные экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения // Балтийский регион. 2011. № 1. С. 41—53.
12. Клемешев А. П., Федоров Г. М. О совершенствовании управления развитием Калининградской области // Региональное сотрудничество. 2004. С. 5—20.
13. Каленченко М. М. Проблемы организации территориальных мер охраны морской среды в пределах юрисдикции РФ // Актуальные проблемы юридических наук : сб. статей III Всероссийской науч.-практ. конференции. Пенза, 2007. С. 146—149.
14.Morf A. BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space. Gothenburg, 2012.
15. Jacek Zaucha. The key to governing the fragile Baltic See. Maritime Spatial Planning in Baltic Region and Way Forward. Riga, 2014, C. 73—86.