Балтийский регион

2015 №3(25)

Назад к списку Скачать статью Download the article

Позиционирование мирового приморского города Санкт-Петербурга в Балтийском регионе

DOI
10.5922/2074-9848-2015-3-4
Страницы / Pages
62-75

Аннотация

Балтийский регион объединяет приморские территории девяти стран — России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.Узловыми центрами региона выступают
города-порты, расположенные на побережье Балтийского моря. Вместе с тем в соответствии с классификацией Питера Тейлора и Саскии Сассен в регионе присутствуют иные города, имеющие более высокий статус, или «мировые города», которые необходимо рассматривать в глобальном контексте.
В настоящем исследовании авторы исходят из того, что Санкт-Петербург как мировой приморский город (CWS) формирует вокруг себя Санкт-Петербургский приморский регион, который можно рассматривать в качестве типичной «глобальной городской области». Индексный метод исследования показывает, что положение Санкт-Петербурга в системе мировых при-
морских городов Балтийского региона представляется условно благоприятным, учитывая его транспортно-логистический и демографический потенциал, а также выгоды геоэкономического положения.
Санкт-Петербург имеет свои конкурентные преимущества в регионе, которые определяются его демографическим потенциалом, грузооборотом портов, а также выгодным геоэкономическим положением —«морские ворота» России. Вместе с тем становится очевидно, что уровень развития современных высокотехнологических услуг и «новой экономики» здесь еще не позволяет приблизиться к трем лидерам — Стокгольму, Хельсинки и Копенгагену. Это тем важнее, что из четырех различных типов пространственных коррелятов пространства
центрированности именно трансграничные сети глобальных городов наилучшим образом отражают то, что глобальные города — это функции глобальных сетей. Санкт- Петербург лишь начинает встраиваться в эти сети, прежде всего через авиахаб «Пулково» и морские перевозки портов Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.

Abstract

The Baltic region consists of coastal areas of nine countries — Russia, Estonia, Latvia, Lithuania, Poland, Germany, Denmark, Sweden, and Finland. The region’s hubs are the port cities located along the Baltic Sea coast. However, Peter Taylor and Saskia Sassen’s classification identifies higher status cities and ‘global cities’, which are to be considered in the global context. Seven coastal regions are distinguished within this region, whose organising centers are the global coastal cities of Stockholm, Copenhagen, Helsinki, Riga, Tallinn, St. Petersburg, and Malmö. The concept of a “global city-region” (Sassen) can be used as a methodological framework for analyzing this connection. Within this hierarchy, the dominant alpha group global city is Stockholm. The authors argue that, as a global coastal city, St. Petersburg forms the St. Petersburg coastal region, which can be defined as a typical "global city region". The index method shows that the position of St. Petersburg in the system of global coastal cities of the Baltic region is relatively favorable in view of its transport, logistics, and demographic potential and the advantageous geo-economic situation. St. Petersburg has certain competitive advantages in the region brought about by its demographic potential, port freight capacity, and the favorable geo-economic position of the "sea gate" of Russia. However, the level of high-tech services and ‘new economy’ development is not sufficient for the port to become a match for the top three cities (Stockholm, Helsinki, and Copenhagen). This is increasingly important because transboundary global city networks demonstrate that global cities are functions of global networks. Saint Petersburg is just starting to integrate into these networks through the Pulkovo airline hub and seaports of Ust-Luga, Primorsk, and Saint Petersburg.

Список литературы

1. OECD. Coastal zone management: integrated policies. P., 1993.
2. Green Paper. Towards a Future Maritime Policy for the Union: a European Vision for the Ocean. CEC. Brussels. 7.6.2006. COM (2006) 275 final.
3.Pak Ali, Majd Farhad Integrated coastal management plan in free trade zones, a case study // Ocean & Coastal Management. 2011. № 54. P. 129—136.
4. Small, C., Nicholls, R. J. A global analysis of human settlement in coastal zones // Journal of Coastal Research. 2003. Vol. 19, iss. 3. P. 584—599.
5. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р.
6. Scott, A. J., Agnew, J., Soja, E. W., Storper, M., Global city regions. In: Scott, A. J. (Ed.), Global City Regions. Trends, Theory, Policy. Oxford, 2001. P. 11—32.
7. O’Connor Kevin Global city regions and the location of logistics activity // Journal of Transport Geography. 2010. № 18. P. 354—362.
8. Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане (ЕСИМО) : [Официальный сайт] URL://www.russianports.ru/index.html (дата обращения: 09.06.2015).
9. Merk O. (forthcoming), Meta-analysis of Port Impact Studies, OECD Regional Development Working Paper. 2013.
10. Лачининский С. С., Семенова И. В. Современные подходы к исследованию трансформации экономики Санкт-Петербургского приморского региона //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7 : Геология. География. 2015. № 3.
11. Лачининский С. С., Лачининский А. С., Семенова И. В. Выделение элементов геоэкономики Санкт-Петербургского приморского региона с помощью ГИС // География и природные ресурсы. 2015. № 4.
12. Могилевцев А. А. Формирование портово-промышленных кластеров на территории приморских провинций КНР // Региональные исследования. 2013. № 2 (40). С. 50—76
13. Валев Э. Б. Проблемы развития и взаимодействия приморских территорий в Европе // Региональные исследования. 2009. № 1 (22). С. 11.
14. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года : Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года № 355. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
15. The World According to GaWC 2012. URL://www.lboro.ac.uk/gawc/ world2012t.html (дата обращения: 05.06.2015).
16. Кузнецов С. В., Лачининский С. С. Современная трактовка категории «геоэкономическое положение» и ее верификация на примере Санкт-Петербургской агломерации // Балтийский регион. 2014. № 1. С. 103—121.
17. Жабрев А. А., Межевич Н. М. Геоэкономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в конце ХХ — начале ХХI века: от периферийной барьерности к субцентральной контактности // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 40—42.
18. Зверев Ю. М. Мировой опыт «зон переработки импорта» и Калининградская особая экономическая зона // Регион сотрудничества. 2010. № 1.С. 13—32.
19. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 32—42.
20. Competitive Position of the Baltic States Ports. KPMG Baltics SIA. 2011.
URL://www.kpmg.com/EE/et/IssuesAndInsights/ArticlesPublications (дата обращения: 07.06.2015)