Эволюция моделей международного научно-образовательного сотрудничества в контексте современных внешнеполитический стратегий
- DOI
- 10.5922/2074-9848-2015-3-1
- Страницы / Pages
- 23-35
Аннотация
Исследуются основные модели международного научно-образовательного сотрудничества в контексте динамики внешнеполитической деятельности государств. В поиске ответа на вопрос об этапах развития международного академического сотрудничества анализируются эволюции сопряженности внешней политики и инструментов содействия международному сотрудничеству в сфере образования и науки во имя повышения престижа и влияния государства в международных отношениях. Фиксируется внимание на «нелинейном» характере прохождения рубежных точек: в различных странах мы имеем дело с различными (нелинейными) временными циклами, что обусловлено уникальным культурно-историческим опытом государств и различным содержанием и форматом внешнеполитической деятельности. Используя метод сравнительного сопоставления, на основе материалов внешнеполитических концепций (в том числе и Российской Федерации) предлагается ответ на вопрос о роли университетов в создании механизмов взаимопонимания и кооперации в современном мире, все большее влияние на который имеют современные информационно-коммуникационные технологии
Abstract
This article focuses on the principle models of international research and academic cooperation. The author divides international academic cooperation into periods and analyses the evolution of the connection between foreign policy and international cooperation in education and research aimed at raising the prestige and improving the position of a state in the international arena. The author focuses on the non-linear nature of periods stemming from the fact that different states are characterized by different (non-linear) time cycles resulting from the differences in cultural and historical backgrounds and dissimilar foreign policy contents and formats. Through comparing a variety of foreign policy approaches (including that of the Russian Federation), the author answers the question about the contribution of universities to the development of mechanisms of cooperation and mutual understanding in the modern world — a world increasingly influenced by information and communication technologies.
Список литературы
1. Барсукова А. В., Жуковский И. И. Международная деятельность университетов (на примере Европы) // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1 (28).
2. Жуковский И. И. Университет в сетевых связях современного мира // Там же. № 2 (29).
3. Лебедева М. М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Там же. 2009. № 6. С. 200—205.
4. Ливанов Д. В. Филиалы вузов РФ, дающие некачественное образование, закроют // РИА-Новости. 16.07.2014. URL: http://ria.ru/abitura/20140716/1016172695.html (дата обращения 05.10.2014).
5. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал «мягкой власти» государства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2 (15). С. 157—161.
6. Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 27.02.12
7. Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров : Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
8. Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве // Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. М., 2009.
9. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4(25).
10. Федюкин И. И. Выступление на открытии Балтийского образовательного форума URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=49692 (дата обращения 05.10.2014).
11. Фельдман Д. М. Политическое взаимодействие элит стран СНГ // Полис. Политические исследования. 2005. № 4. С. 89—98.
12. Цукерберг М. Является ли доступ в Интернет базовым правом человека? Режим доступа: https://www.facebook.com/isconnectivityahumanright (дата обращения 05.10.2014).
13. Шишкина А. Интернет-цензура и «арабская весна» // Неприкосновенный запас. 2014. № 93.
14. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring? // The Project on Information Technology and Political Islam (www.pITPI.org) at the University of Washington. Working Paper 2011.1