Балтийский регион

2015 №3(25)

Назад к списку Скачать статью

Эволюция моделей международного научно-образовательного сотрудничества в контексте современных внешнеполитический стратегий

DOI
10.5922/2074-9848-2015-3-1
Страницы / Pages
23-35

Аннотация

Исследуются основные модели международного научно-образовательного сотрудничества в контексте динамики внешнеполитической деятельности государств. В поиске ответа на вопрос об этапах развития международного академического сотрудничества анализируются эволюции сопряженности внешней политики и инструментов содействия международному сотрудничеству в сфере образования и науки во имя повышения престижа и влияния государства в международных отношениях. Фиксируется внимание на «нелинейном» характере прохождения рубежных точек: в различных странах мы имеем дело с различными (нелинейными) временными циклами, что обусловлено уникальным культурно-историческим опытом государств и различным содержанием и форматом внешнеполитической деятельности. Используя метод сравнительного сопоставления, на основе материалов внешнеполитических концепций (в том числе и Российской Федерации) предлагается ответ на вопрос о роли университетов в создании механизмов взаимопонимания и кооперации в современном мире, все большее влияние на который имеют современные информационно-коммуникационные технологии

Abstract

This article focuses on the principle models of international research and academic cooperation. The author divides international academic cooperation into periods and analyses the evolution of the connection between foreign policy and international cooperation in education and research aimed at raising the prestige and improving the position of a state in the international arena. The author focuses on the non-linear nature of periods stemming from the fact that different states are characterized by different (non-linear) time cycles resulting from the differences in cultural and historical backgrounds and dissimilar foreign policy contents and formats. Through comparing a variety of foreign policy approaches (including that of the Russian Federation), the author answers the question about the contribution of universities to the development of mechanisms of cooperation and mutual understanding in the modern world — a world increasingly influenced by information and communication technologies.

Список литературы

1. Барсукова А. В., Жуковский И. И. Международная деятельность университетов (на примере Европы) // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1 (28).
2. Жуковский И. И. Университет в сетевых связях современного мира // Там же. № 2 (29).
3. Лебедева М. М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Там же. 2009. № 6. С. 200—205.
4. Ливанов Д. В. Филиалы вузов РФ, дающие некачественное образование, закроют // РИА-Новости. 16.07.2014. URL: http://ria.ru/abitura/20140716/1016172695.html (дата обращения 05.10.2014).
5. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал «мягкой власти» государства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2 (15). С. 157—161.
6. Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 27.02.12
7. Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров : Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
8. Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве // Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. М., 2009.
9. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4(25).
10. Федюкин И. И. Выступление на открытии Балтийского образовательного форума URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=49692 (дата обращения 05.10.2014).
11. Фельдман Д. М. Политическое взаимодействие элит стран СНГ // Полис. Политические исследования. 2005. № 4. С. 89—98.
12. Цукерберг М. Является ли доступ в Интернет базовым правом человека? Режим доступа: https://www.facebook.com/isconnectivityahumanright (дата обращения 05.10.2014).
13. Шишкина А. Интернет-цензура и «арабская весна» // Неприкосновенный запас. 2014. № 93.
14. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring? // The Project on Information Technology and Political Islam (www.pITPI.org) at the University of Washington. Working Paper 2011.1

Reference

1. Barsukova, А. V., Zhukovsky, I. I. 2013, Mezhdunarodnaja dejatel'nost' universitetov (na primere Evropy) [The international activity of universities (for example Europe)], Vestnik MGIMO University, no. 1. 2. Zhukovsky, I. I. 2013, Universitet v setevyh svjazjah sovremennogo mira [University in the networking of the modern world], Vestnik MGIMO University, no. 2. 3. Lebedeva, М. М., For, Zh. 2009, Vysshee obrazovanie kak potencial «mjagkoj sily» Rossii [Higher education as a potential "soft power" of Russia], Vestnik MGIMO University, no. 6, p. 200–205. 4. Livanov, D. V. 2014, Filialy vuzov RF, dajushhie nekachestvennoe obrazovanie, zakrojut [Branches of Russian universities that provide poor quality education, will close], RIA-Novosti, 16 July 2014, available at: http://ria.ru/abitura/20140716/1016172695.html (accessed 17.03.2015). 5. Panova, Е. P. 2011, Vysshee obrazovanie kak potencial "mjagkoj vlasti" gosudarstva [Higher education as a potential "soft power" of the state], Vestnik MGIMO University, no. 2, p. 157–161. 6. Putin, V. 2012, Rossija i menjajushhijsja mir [Russia and the Changing World], Rossijskaja gazeta [Russian newspaper], February 27, 2012 7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29 oktjabrja 2012 g. №2006-r «Ob utverzhdenii plana meroprijatij po razvitiju i povysheniju konkurentosposobnosti vedushhih universitetov Rossii sredi mirovyh nauchno-obrazovatel'nyh centrov» [Order of the Government of the Russian Federation on October 29, 2012 №2006-p "On approval of the action plan for the development and competitiveness of the leading universities of Russia among the world's scientific and educational centers"], 2012. 8. Soglashenie o sozdanii i funkcionirovanii filialov vysshih uchebnyh zavedenij v gosudarstvah-uchastnikah Dogovora o Tamozhennom sojuze i Edinom jekonomicheskom prostranstve [Agreement on the establishment and operation of branches of higher education institutions in the member states of the Treaty on the Customs Union and the Common Economic Space], 2009. In: Mezhdunarodnye soglashenija o sotrudnichestve v sfere obrazovanija [International agreements on cooperation in the sphere of education], Moscow, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 9. Torkunov, A. V. Obrazovanie kak instrument «mjagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii [Education as an instrument of "soft power" in Russian foreign policy], 2012, Vestnik MGIMO University, no. 4. 10. Fedyukin, I. I. 2012, Vystuplenie na otkrytii Baltijskogo obrazovatel'nogo foruma [Speech at the opening of the Baltic Education Forum], Nauka i tehnologii Rossii [Science & Technology of Russia], available at: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=49692 (accessed 17.03.2015). 11. Feldman, D. M. 2005, Politicheskoe vzaimodejstvie jelit stran SNG [The political elites of the interaction of the CIS countries], Polis, no.4, p. 89-98. 12. Zuckerberg, M. Javljaetsja li dostup v Internet bazovym pravom cheloveka? [Is Internet access a basic human right?], available at: https://www.facebook. com/isconnectivityahumanright (accessed 17.03.2015). 13. Shishkina, A. 2014, Internet-cenzura i «arabskaja vesna» [Internet censorship and the "Arab Spring"], Neprikosnovennyj zapas [Emergency ration], Vol. 93, no. 1. 14. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring?, 2011, Working Paper, The Project on Information Technology and Political Islam, University of Washington, no. 1.