Балтийский регион

2014 №3(21)

Назад к списку Скачать статью Download the article

Калининградская область как территория потенциального формирования транспортного кластера приморского региона

DOI
10.5922/2074-9848-2014-3-9
Страницы / Pages
121-131

Аннотация

В приморских регионах России, обеспечивающих реализацию основных экспортно-импортных торговых операций страны, потенциально могут сформироваться особые формы пространственной организации
региональной транспортной системы —транспортной кластер. Такая форма пространственной организации более приспособлена (в сравнении с транспортным комплексом) к постоянно меняющимся условиям конкурирующего рынка, в ней все субъекты хозяйственной деятельности территории взаимодействуют между собой, повышая конкурентоспособность транспортного кластера в целом. Калининградская область входит в число регионов, где потенциально может сформироваться эффективно функционирующий транспортный кластер международного уровня. Предлагаемая статья раскрывает понятие транспортного кластера, специфику его внутренней организации и особенности формирования такой формы организации транспортной системы в Калининградской области. Практическая значимость статьи заключается в обосновании разработки практических рекомендаций по реализации транспортного потенциала региона с использованием для этого кластерной теории. К числу основных результатов исследования, послуживших основой для данной публикации, можно отнести обоснование необходимости проведения в Калининградской области наряду с инфраструктурной модернизацией транспортной системы, модернизацию информационно-организационного процесса функционирования регионального транспортного комплекса.

Abstract

The coastal regions of Russia, which ensure the country’s major export/import transactions, have potential for developing special forms of spatial organisation of regional transport system – transport clusters. This form of spatial organisation is better adapted (in comparison to a transport complex) to the ever-changing conditions of a competitive market. It suggests that all business entities of the territory interact thus increasing the competitiveness of transport cluster as a whole. The Kaliningrad region is one of the territories where the formation of an efficient international transport cluster is possible. This article offers a definition of a transport cluster and describes its internal organisation as well as the features of formation thereof in the Kaliningrad region. The practical significance of the article lies in justifying the production of practical recommendations for developing the region’s transport potential based on the cluster theory. One of the major results of the study that is presented in this article is the justification of the need for modernising the information and organisational elements of the regional transport complex alongside modernising the transport system infrastructure.

Список литературы

1. Tanaka K. Transport geography in Japan // Journal of Transport Geography.2014. № 34. P. 305—306.
2. Witlox F., Derudder B., Van Acker V. Transport geography in Belgium //Ibid. 2013. № 29. P. 108—110.
3. Martí-Henneberg J. European integration and national models for railway networks (1840—2010) // Ibid. № 26. P. 126—138.
4. Kuhnimhof T., Buehler R., Wirtz M. et al. Travel trends among young adults in Germany: Increasing multimodality and declining car use for men // Ibid. 2012.№ 24. P. 443—450.
5. Скопина И. В. Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов // Региональная экономика и управление : электр. науч. журнал. Киров, 2007. № 1 (09). URL: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=118 (дата обращения: 03.06.2014).
6. Ефимова Е. Г. Роль транспорта в экономическом развитии региона: международный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.Экономика. 2009. Вып. 1. С. 77—86.
7. Marshall A. Principles of Economics. 8-th edition. 1920.
8. Marshall A. Principles of Economics. 1-st edition. 1890.
9. Porter M. E. On competition // Harvard Business School Press. Boston,1998. P. 197.
10. Портер М. Международная конкуренция / под ред. В. Д. Щетинина.М., 1993.
11. Корнеевец В. С., Орлов С. В. Транспортный кластер как вариант развития транспортного комплекса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград, 2012. Вып. 1. С. 144—149.
12. Хаирова С. М., Боуш Г. Д. Формирование кластеров транспортной отрасли в условиях глобальной экономики // Вестник СибАДИ. 2014. № 1(35).С. 162—168.
13. Никольский И. В. Избранные труды. Смоленск, 2009.
14. Гогоберидзе Г. Г. Понятие и сущность морехозяйственного потенциала прибрежных зон и приморских территорий // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. C. 266—270.
15. Гогоберидзе Г. Г. Методология и методы оценки морского потенциала приморских территорий : дис. … д-ра экон. наук. М., 2010.
16. Федоров Г. М. Социально-экономическое развитие Калининградской области : учебное пособие. Калининград, 2008. С. 42—44.
17. Gumenyuk I., Kuznetsova T. An assessment of the availability of transport infrastructure objects in the Baltic region // Regional Formation and Development Studies. 2014. No. 1 (11).
18. Транспортно-логистические кластеры в Европейском союзе. Селективный обзор / Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». URL: http://innocentr-samara.ru/files/Transportno-logisticheskie%20klastery%20v%20ES.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
19. Шведы, планирующие открыть паром на Калининград: «Нам интересно настроение в России». URL: http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=1882 (дата обращения: 23.06.2014).
20. Глубоководный порт будет построен в Калининградской области //РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20130524/939174598.html (дата обращения: 26.06.2014).