Сходства и различия учебных планов подготовки бакалавров-океанологов в университетах Санкт-Петербурга, Клайпеды и Калининграда :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Сходства и различия учебных планов подготовки бакалавров-океанологов в университетах Санкт-Петербурга, Клайпеды и Калининграда

Автор Гриценко В. А., Жураховская П. М., Юров А. В.
DOI 10.5922/2074-9848-2012-4-9
Страницы/Pages 111-124
Статья Загрузить
Ключевые слова
бакалавры-океанологи, учебный план, компетенции, зачетные единицы, базовые и вариативные дисциплины, экспертная оценка, подготовка специалистов, устойчивое развитие региона

Key words: bachelors in oceanology, curriculum, competences, credits, basic and optional disciplines, expert evaluation, specialist training, sustainable regional development
Аннотация
На основе многоаспектного сравнительного анализа учебных планов подготовки бакалавров-океанологов университетов Санкт-Петербурга, Клайпеды и Калининграда выполнена оценка степеней близости и различия существующих вариантов обучения океанологов в контексте используемых в соответствующих учебных планах наборов компетенций, списков дисциплин, учебных практик, количества часов и кредитов. Формальное сравнение укрупненных количественных показателей без детализации содержания составных частей учебных планов показала близость всех показателей по общей трудоемкости в зачетных единицах трудоемкости, количеству учебных дисциплин — 50, 56 и 45 и учебным практикам университетов. Кластеризация наборов компетенций и учебных дисциплин каждого из университетов по укрупненным содержательным направлениям — физико-математическому, общефилософскому, информационно-компьютерному, геоэкологическому, инструментально-измерительному и другим — дала возможность полнее сравнить их друг с другом. Результаты исследования позволяют  констатировать хорошее взаимное соответствие учебных планов трех университетов в контексте всех выбранных вариантов сравнения. Особенная близость наблюдается в области фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин. 

On the basis of a multi-aspect comparative analysis of bachelor in oceanology curicula at Saint Petersburg, Klaipeda, and Kaliningrad universities, the authors trace similarities between the existing variants of oceanologist training in the context of competence sets, discipline combinations, internships, and the number of hours and credits stipulated in the existing curricula. 
A formal comparison of generalised quantitative indicators without analysing the content of curricula components demonstrated a certain similarity of all indicators in terms of workload, the number of training disciplines (50, 56, and 45), and university internships.
The clustering of competence sets and training disciplines at each university within generalised academic areas — physics and mathematics, philosophy, informatics and computers, geoecology, measurement disciplines, etc. — made a more detailed comparison possible.
The results of research make it possible to speak of high correlation between the curricula of three universities in the context of all chosen variants of comparison.
The strongest similarity is observed in the areas of basic and professional disciplines. 
Список литературы
1. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Высшее образование — стратегический капитал России // Вестник Пермского университета. 2007. № 6. С. 46—54.
2. Бенавидес Л. Г., Арредодо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. 1992. Т. 77, № 1/2. С. 123—136.
3. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года // Россия в Болонском процессе : материалы междунар. раб. встречи. Москва, 2 апреля 2004 года ; Моск. акад. экономики и права. М., 2004. С. 219—225.
4. Боуден К. Физическая океанография прибрежных вод. М., 1988.
5. Воробьев В. Н., Смирнов Н. П. Общая океанология. Ч. 2 : Динамические процессы. СПб., 1999.
6. Гоццер Д. Учебные программы и социальные проблемы // Перспективы. Вопросы образования. 1991. Т. 79, № 1. С. 7—19.
7. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы планирования эксперимента. М., 1981.
8. Дэвис Дж. С. Статистический анализ данных в геологии : в 2 кн. Кн. 2. М., 1990.
9. Динамика вод Балтийского моря в синоптическом диапазоне пространственно-временных масштабов. СПб., 2007.
10. Иванов В. А., Показеев К. В., Совга Е. Е. Загрязнение Мирового океана. М., 2006.

11. Клемешев А. П., Федоров Г. М. Образование и региональное развитие. Калининград, 1998.
12. Коплан-Дикс И. С. Основы статистической обработки и картирования океанографических данных. Л., 1968.
13. Лаврова О. Ю., Костяной А. Г., Лебедев С. А. и др. Комплексный спутниковый мониторинг морей России. М., 2011.
14. Левитин А. В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. М., 2006.
15. Ломанов П. Н. Совершенствование подготовки специалистов на основе Болонских принципов // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 10. С. 41—51.
16. Малинин В. Н. Общая океанология. Ч. 1 : Физические процессы. СПб., 2002.
17. Марри Дж. Нелинейные дифференциальные уравнения в биологии : лекции о моделях. М., 1983.
18. Михайличенко Ю. Г. Морские ресурсы побережья // Государственное управление ресурсами. 2009. № 11. С. 26—35.
19. Михайличенко Ю. Г. О ходе разработки стратегических документов федерального уровня, направленных на повышение эффективности управления моской деятельностью и увеличения ее вклада в социально-экономическое развитие страны // Стратегическое планирование в регионах и городах России: стратегия модернизации и модернизация стратегий : доклады участников IX Общероссийского Форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург, 18—19 октября 2010 г. СПб., 2011. С. 119—122.
20. Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология. М., 2007.
21. Монин А. С., Озмидов Р. В. Океаническая турбулентность. Л., 1981.
22. Нешиба С. Океанология. М., 1991.
23. Пак Ю. Н., Пак Д. Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 130—136.
24. Парижский конгресс 1989 г. Общие выводы, рекомендации и предложения на будущее // Перспективы. Вопросы образования. 1991. Т. 74, № 2. С. 101—114.
25. Новые информационные технологии в образовании. Декларация участников Парижского конгресса 1989 г. // Там же. С. 115—117.
26. Показеев К. В. Чаплина Т. О., Чашечкин Ю. Д. Введение в оптику океана. М., 2007.
27. Показеев К. В., Кистович А. В. Введение в акустику океана. М., 2006. 
28. Проскурякова А. Н. Развитие человеческого потенциала и реализация практики социального партнерства: работа ПРООН в регионах России // Стратегическое планирование в регионах и городах России. Доклады участников VII Общероссийского Форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург, 20—21 октября 2008 г. СПб., 2009. С. 63—68.
29. Романцов М. Г., Даниленкова Г. Г., Мельникова И. Ю. и др. Парадигмы высшего образования в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. С. 17—24.
30. О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205-р. URL: goverment.ru/gov/results/13458/
31. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование. М., 2005.
32. Скороходова Е. Ю. Реформы высшей школы и принципы Болонского процесса в системе российского образования // Социальная политика и социология. 2011. № 5. С. 323—333.

33. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М., 1995.
34. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. URL: http://www.ed.gov.ru/files/materials/1799/RPR1340.doc
35. Федоров К. Н. Физическая природа и структура океанических фронтов. Л., 1983.
36. Чинапах В., Лефстед Я.-И., Вайлер Г. Развитие людских ресурсов и планирование образования // Перспективы. Вопросы образования. 1990. Т. 69, № 1. С. 9—26.
37. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации. Калининград, 2010.
38. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993. С. 16—200.
39. Шеремета С. В. Основные направления модернизации высшей школы в свете Болонского процесса и вступление России в ВТО // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1, № 4. С. 21—22.


References
1. Animitsa, Ye. G., Sharygin, M. D. 2007, Vysshee obrazovanie — strategicheskij kapital Rossii [Higher Education — Russia strategic capital], Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of the Perm University], no. 6, pp. 46—54.
2. Benavides, L. G., Arredodo, V. 1992, K novoj paradigme planirovanija obrazovanija [Towards a new paradigm of education planning], Perspektivy. Voprosy obrazovanija [Prospects. Education Matters], Vol. 77, no. ½, pp. 123—136.
3. Bolonskaja deklaracija. Zona evropejskogo vysshego obrazovanija. Sovmestnoe zajavlenie evropejskih ministrov obrazovanija. g. Bolon'ja, 19 ijunja 1999 goda [The Bologna Declaration. European Higher Education Area. Joint statement by the European Ministers of Education. Bologna, 19 June 1999]. Cit. on: Rossija v Bolonskom
processe: materialy mezhdunar. rab. vstrechi. Moskva, 2 aprelja 2004 goda, Moskovskaja akademija jekonomiki i prava, [Russia in the Bologna process: Intern. Slave. meeting. Moscow, April 2, 2004, Moscow Academy of Economics and Law], 2004, Moscow, MAEP Sev. Gorod, pp. 219—225.
4. Bowden, К. 1988, Fizicheskaja okeanografija pribrezhnyh vod [Physical oceanography of coastal waters], Moscow, MIR, 324 p.
5. Vorobiev, V. N., Smirnov, N. P. 1999, Obwaja okeanologija [General oceanography], Part. 2, Dinamicheskie processy [Dynamic processes], Saint Petersburg, RGGMU, 230 p.
6. Gotstser, D. 1991, Uchebnye programmy i social'nye problemy [Educational programs and social problems], Perspektivy. Voprosy obrazovanija [Prospects. Education Matters], Vol. 79, no. 1, pp. 7—19.
7. Johnson, N., Leone, F. 1981, Statistika i planirovanie jeksperimenta v tehnike i nauke. Metody planirovanija jeksperimenta [Statistics and experimental design in engineering and science. Methods of experimental design], Moscow, MIR, 516 p
8. Davis, J. S., 1990, Statisticheskij analiz dannyh v geologii [Statistical analysis in geology], Moscow, Nedra, 427 p.
9. Dinamika vod Baltijskogo morja v sinopticheskom diapazone prostranstvenno-vremennyh masshtabov [The dynamics of the Baltic Sea in the synoptic range of spatial and temporal scales], 2007, Saint Petersburg, Gidrometeoizdat, 354 p.

10. Ivanov, V. A., Pokazeev, K. V., Sovga, Ye. Ye. 2006, Zagrjaznenie Mirovogo okeana [Pollution of the oceans], Moscow, Maks Press, 163 p.
11. Klemeshev, A. P., Federov, G. М. 1998, Obrazovanie i regional'noe razvitie [Education and regional development], Kaliningrad, 117 p.
12. Coplan-Dix, I. S. 1968, Osnovy statisticheskoj obrabotki i kartirovanija okeanograficheskih dannyh [Fundamentals of statistical analysis and mapping of oceanographic data], Leningrad, Gidrometeoizdat, 129 p.
13. Lavrova, О. Yu., Kostjanoj, А. G., Lebedev, S. А., Mityagina, M. I., Ginsburg, А. I., Sheremet, N. А. 2011, Kompleksnyj sputnikovyj monitoring morej Rossii [Complex satellite monitoring of the Russian seas], Moscow, IKI RAN, 480 p.
14. Levitin, А. V. 2006, Algoritmy. Vvedenie v razrabotku i analiz [Algorithms. Introduction to the design and analysis], Moscow, Vil'jams.
15. Lomanov, P. N. 2008, Sovershenstvovanie podgotovki specialistov na osnove Bolonskih principov [Improving the training of specialists on the basis of the principles of the Bologna], Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii [Living standards in the regions of Russia], no. 10, pp. 41—51.
16. Malinin, V. N. 2002, Obwaja okeanologija. Chast' 1. Fizicheskie processy [General oceanography. Part 1. The physical processes], Saint Petersburg, RGGMU, 341 p.
17. Murray, J. 1983, Nelinejnye differencial'nye uravnenija v biologii. Lekcii o modeljah [Nonlinear Differential Equations in Biology. Lectures on models], Moscow, MIR, 397 p.
18. Mikhajlichenko, Yu. G. 2009, Morskie resursy poberezh'ja [Coastal marine resources], Gosudarstvennoe upravlenie resursami [Public Resource Management], no. 11, pp. 26—35.
19. Mikhajlichenko, Yu. G. 2011, O hode razrabotki strategicheskih dokumentov federal'nogo urovnja, napravlennyh na povyshenie jeffektivnosti upravlenija morskoj dejatel'nost'ju i uvelichenija ee vklada v social'no-jekonomicheskoe razvitie strany [On the development of strategic documents at the federal level to improve the efficiency of maritime activities and increase its contribution to the socioeconomic development], Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii: strategija modernizacii i modernizacija strategij. Doklady uchastnikov IX Obwerossijskogo Foruma liderov strategicheskogo planirovanija [Strategic planning in the regions and cities of Russia: a strategy of modernization and upgrading strategies. Reports of the IX All-Russia Forum of Strategic Planning Leaders]. St. Petersburg, 18—19 October 2010, St. Petersburg, Leontief Centre, pp. 119—122.
20. Mikhailov, V. N., Dobrovolsky, А. D., Dobroljubov, S. А. 2007, Gidrologija [Hydrology], Moscow, Vysshaja shkola, 463 p.
21. Monin, А. S., Ozmidov, R. V. 1981, Okeanicheskaja turbulentnost' [Oceanic turbulence], Leningrad, Gidrometeoizdat, 319 p.
22. Neshiba, S. 1991, Okeanologija [Oceanology], Moscow, MIR, 414 p. 
23. Pak, Yu. N., Pak D. Yu. 2012, Kompetentnostno-orientirovannye obrazovatel'nye programmy v kontekste GOS novogo pokolenija [Competence-oriented education programs in the context of a new generation of AGM], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], no. 2, pp. 130—136.
24. Parizhskij kongress 1989g. Obwie vyvody, rekomendacii i predlozhenija na buduwee [Paris Congress 1989. General conclusions, recommendations and suggestions for the future], 1991, Perspektivy. Voprosy obrazovanija [Prospects. Education Matters], Vol. 74, no. 2, pp.101—114.

25. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii. Deklaracija uchastnikov Parizhskogo kongressa 1989 g. [New information technologies in education. Declaration of the Paris Congress 1989],Perspektivy. Voprosy obrazovanija [Prospects. Education Matters], Vol. 74, no. 2, pp. 115—117.
26. Pokazeev, K. V., Chaplina, T. О., Chashechkin, Yu. D. 2007, Vvedenie v optiku okeana [Introduction to ocean optics], Moscow, Maks Press, 173 p. 
27. Pokazeev, K. V., Kistovich, А. V. 2006, Vvedenie v akustiku okeana [Introduction to Ocean Acoustics], Moscow, Maks Press, 135 p. 
28. Proskurjakova, А. N. 2009, Razvitie chelovecheskogo potenciala i realizacija praktiki social'nogo partnerstva: rabota PROON v regionah Rossii [Human development and implementation of social partnership practice: the work of UNDP in the Russian regions], Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii. Doklady uchastnikov VII Obwerossijskogo Foruma liderov strategicheskogo planirovanija.  Sankt-Peterburg, 20—21 oktjabrja 2008 g. [Strategic planning in the regions and cities of Russia. Reports of VII All-Russia Forum of Strategic Planning Lea-ders. St. Petersburg, October 20—21, 2008], Saint Petersburg, Leont'evskij centr, pp. 63—68.
29. Romantsov, М. G., Danilenkova, G. G., Melnikova, I. Yu., Goryacheva, L. G. 2011, Paradigmy vysshego obrazovanija v sovremennyh uslovijah [Paradigm of higher education in today], Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], no. 11, pp. 17—24.
30. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabrja 2010 g. № 2205-r «O Strategii razvitija morskoj dejatel'nosti Rossijskoj Federacii do 2030 goda» [RF Government Order dated December 8, 2010 № 2205-r "On the Strategy of development of maritime activities of the Russian Federation until 2030", available at: goverment.ru/gov/results/13458/ (accessed 13 February 2012).
31. Samarskij, А. А., Mikhailov, А. P. 2005, Matematicheskoe modelirovanie [Mathematic modeling], Moscow, Fizmatlit, 320 p. 
32. Skorokhodova, Ye. Yu. 2011, Reformy vysshej shkoly i principy Bolonskogo processa v sisteme rossijskogo obrazovanija [Reform of higher education and the principles of the Bologna process in the Russian education system], Social'naja politika i sociologija [Social Policy and Sociology], no. 5, pp. 323—333.
33. Tyurin, Yu. N., Makarov, А. А. 1995, Analiz dannyh na komp'jutere [Analysis of the data on the computer]., Moscow, INFRA-M, Finansy i statistika, 384 p. 
34. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2006—2010 gg. [The federal target program for the development of education in 2006—2010 years.] 
35. Federov, К. N. 1983, Fizicheskaja priroda i struktura okeanicheskih frontov [The physical nature and structure of oceanic fronts], Leningrad, Gidrometeoizdat, 296 p.
36. Chinapah, V., Lefsted, Ya.-I., Weiler, G. 1990, Razvitie ljudskih resursov i planirovanie obrazovanija [Human resource development and education planning], Perspektivy. Voprosy obrazovanija [Prospects. Education Matters], Vol. 69, no. 1, pp. 9—26.
37. Sherry, N. S., Simaeva, I. N. 2010, Strategija razvitija obrazovanija v regione Rossijskoj Federacii [Education development strategy in the region of the Russian Federation], Kaliningrad, Izdatelstvo Изд-во Immanuel Kant State University of Russia, 222 p.
38. Schedrovitsky, G. P. 1993, Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz) [The system of educational research (methodological analysis)], Pedagogika i logika [Pedagogy and logic], Moscow, Kastal', pp. 16—200. 

39. Sheremeta, S. V. 2009, Osnovnye napravlenija modernizacii vysshej shkoly v svete Bolonskogo processa i vstuplenie Rossii v VTO [The main directions of modernization of higher education in the light of the Bologna process and the entry of Russia into the WTO], Innovacionnoe obrazovanie i ekonomika [Innovative education
and the economy], Vol. 1, no. 4, pp. 21—22.


Назад в раздел