Риторика оскорблённых чувств :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука есть не что иное, как отображение действительности
Фрэнсис Бэкон

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Риторика оскорблённых чувств

АвторИван Борисович Микиртумов
СтатьяЗагрузить
Ключевые словариторика, религиозные чувства, оскорбление, гнев, достоинство, правовой конфликт, групповые действия
Страницы80–101
Ключевые слова (англ.)rhetoric, religious feelings, insult, anger, dignity, legal conflict, group action
Аннотация (англ.)In this article, an attempt is made at describing the main features of rhetoric used in legal conflicts to substantiate a case of injured, or insulted, feelings, especially if these feelings are of religious nature. The problem with legal defense of insult of feelings lies in that the object of defense surpasses mere dignity, rights, or freedoms. Also, it is not everyone that can claim to have the right to such defense; it is state that claims to have the right to differentiate and define which objects of feelings should be specially defended. It is assumed that such decisions are based on the final aim of any state, which is universal good. In regards of religious feelings, the question may immediately be raised whether the belief in gods is useful for common, or universal, good, and this question differs from the question of whether freedom of conscience and religion is useful. The difficulty of solving such problems is connected not only with the principle of equality being thereby abused, but also with it being not clear how to differentiate the objects of feelings useful for society from those that are not. I am trying to differentiate the defense of dignity from the defense of feelings drawing on Aristotle’s analysis of insult and anger. His interpretation of insult is not far from the modern legal definition of this affect, or emotion, whereas the connection between insult and anger still has its significance for rhetoric. I describe a specific character of groups’ activity and distinguish four variants, or types, of rhetoric and behavioral strategy combination. The main conclusion this articles arrives at is that, if legal defense of religious feelings’ insult transgresses the areas of dignity and honor defense, it inevitably leads to the differentiation of feelings, which is partly legal, and partly ideological and political, into those that are worth defending and those that are not. This allows active and radical minorities to refer in their rhetoric to respective public rhetoric concepts.
Аннотация В статье я пытаюсь описать основные черты риторики, которую используют в правовых конфликтах с целью обоснования оскорбления чувств, в частности, религиозных. Проблема с правовой защитой оскорбления чувств состоит в том, что защищается нечто большее, нежели достоинство, права и свободы. Но претендовать на такую защиту могут не все, государство берет на себя право дифференцировать, какие предметы чувств дают основание для их специальной защиты. При этом государство исходит из цели достижения общего блага. Применительно к чувствам религиозным сразу встает вопрос о том, является ли вера в богов полезной для общего блага, и этот вопрос отличается от вопроса о том, полезны ли свобода совести и вероисповедания. Трудность решения подобных вопросов связана не только с нарушением принципа равенства, но и с недостаточной ясностью того, как отделить полезные для общества предметы чувств от иных. Я стремлюсь различить защиту достоинства и защиту чувств и привлекаю для этого аристотелев анализ оскорбления и гнева. Его трактовка оскорбления в целом близка к современной юридической, а связь оскорбления и гнева не утрачивает своего значения для риторики. Я описываю специфический характер активности групп и выделяю четыре варианта сочетаний видов риторики со стратегией поведения. Вывод статьи состоит в том, что если правовая защита оскорбления чувств выходит за пределы защиты чести и достоинства, то за этим неизбежно следует обычно отчасти правовая, отчасти политико-идеологическая дифференциация чувств на подлежащие и не подлежащие защите. Это позволяет активным и радикальным меньшинствам использовать в своей риторике отсылки к соответствующим публичным риторическим концептам.
Список литературы Аристотель. Риторика. Перев. с древнегр. Н. Платоновой // Античные риторики / Под. ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Издательство МГУ, 1978. — С. 15–164.
Беспалько В. Г. Уголовно-правовая охрана религиозных отношений // Журнал российского права. — 2014. — №7. — С. 41–50.
Драгалина-Черная Е. Г. Выправление имен: от грамматики к логике социального софтвера // Философский журнал. — 2016. — Т. 9. — №4. — С. 147–157.
Исаева А. А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. —2013. — № 4. — С. 37–42.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 2 т. / Отв. ред. В. М. Лебедев. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, — 2014. Цит. по информационно-правовому порталу www.garant.ru (обращение 25.12.2016).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий / Под. ред. Б. В. Россинского. М.: Библиотечка РГ, — 2014. Цит. по информационно-правовому порталу «Гарант.ру» www.garant.ru (обращение 22.12.2016).
Кульнев А. С. Защита чувств верующих: как не переступить черту? // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 2. — С. 25–28.
Лиснюк Е. Н. Нормативные модели и инструктивные решения // РАЦИО.ру. — 2016. — Т. 17. — №1. — С. 1–9.
Мировой судья во Владивостоке постановил уничтожить Библию (на русском и английском языках), Евангелие и христианские песни // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=123478 (обращение 26.12.2016).
Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2016 г. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (обращение 25.12.2016).
Остин Д. Как совершать действия при помощи слов? Перев. с англ. В. П. Руднева // Остин Д. Избранное. — М.: Дом интеллектуальной книги. — 1999. — С. 13–137.
Статистика Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам в 2013 и 2014 годах по статьям о клевете. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2953/ (обращение 25.12.2016).
Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 35–45.
Шилин Д. В. Уголовная и административная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания: проблемы разграничения // Журнал российского права. — 2016. — № 5. — С. 81–89.
Boltanski L., Thévenot L. The Sociology of Critical Capacity // European Journal of Social Theory. — 1999. — Vol. 2(3). — P. 359–377.

Назад в раздел