Гуманитарные и общественные науки

Гуманитарные и общественные науки

Государство и право

Криминогенная ситуация как объект уголовно-правового и криминологического воздействия

Аннотация

Исследована криминогенная ситуация в качестве объекта направ­ленности криминологических и уголовно-правовых мер предупреждения преступлений. Методологическую основу исследования составили об­щенаучные методы (логический и системный методы, метод анализа), а также метод формально-юридического анализа в процессе толкования норм уголовно-процессуального и уголовного закона. Автор демонстри­рует растущее внимание к криминогенной ситуации, способствующей совершению преступлений как на уровне практики предупреждения пре­ступлений, так и на законодательном уровне. Оптимальной теорети­ческой рамкой для применяемых на практике и охраняемых законом мер, воздействующих на криминогенную ситуацию, выбрана концепция ситуационного предупреждения преступлений, цель которого — нейтрализация или сокращение во внешней по отношению к преступ­нику среде обстоятельств, делающих возможным совершение преступ­ления, путем затруднения совершения преступного деяния (обеспечение охраны, ограничение доступности средств и орудий) либо уменьшения выгоды от его совершения (идентификационная маркировка, усиление наблюдения). С учетом ряда недостатков практики воздействия на криминогенную ситуацию (в частности, игнорирования причин пре­с­туп­ного поведения и тотализации контроля) делается вывод о необхо­ди­мости постоянной оценки эффективности применения таких мер.

Скачать статью

Расширение возможностей получения показаний свидетелей в уголовном судопроизводстве

Аннотация

Вопросы повышения качества расследования преступлений нераз­рывно связаны с повышением качества доказывания и получения доказа­тельств. Специфичность показаний свидетелей требует дальнейшего совершенствования криминалистического обеспечения процесса их по­лучения. Цель проведенного исследования была обусловлена необходимо­стью рассмотрения тактических возможностей получения объектив­ных показаний свидетелей. При анализе перспектив совершенствования тактики допроса использовалась принадлежность свидетеля к опреде­ленной группе. В статье рассмотрены общие вопросы характеризующие содержание информации и ее базовые элементы. Применение диалекти­ческого и сравнительного методов исследования позволило выявить пер­спективные направления совершенствования тактики проведения до­проса и возможности использования полученных разработок в рамках осуществления административного расследования. На основе анализа выделенных категорий очевидцев расследуемого события определены возможности повышения объективности получаемых от данных лиц показаний.

Скачать статью

Альтернатива уголовному преследованию в отношении несовершеннолетних обвиняемых

Аннотация

Рассмотрен вопрос о необходимости введения медиации как аль­тернативы уголовному преследованию. Авторы ставят цель доказать своевременность применения медиации в уголовном процессе, изменения концепции уголовного преследования в отношении несовершеннолетних обвиняемых. Методологическую основу исследования составили общена­учные методы: логический и системный методы, анализ и сравнение. Авторы утверждают, что медиация возможна только в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет. Анализируется си­стема критериев медиации. Представлены результаты ее анализа, ос­нованные как на теоретических постулатах уголовного процесса, так и на эмпирической основе (опрос и анкетирование субъектов правоохра­нительных органов Калининградской области).

Скачать статью

Актуальные проблемы современной экономики

Агентный подход к экономической политике государства в условиях фундаментальной неопределенности

Аннотация

Проводится анализ подходов к пониманию термина «экономическая политика». Автор исходит из того, что государство выступает спе­цифическим экономическим агентом; в этом качестве оно, с одной сто­роны, обладает правом на прямое формирование формальных институ­тов национальной экономики, с другой — само является одним из эле­мен­тов данного сектора мировой социально-экономической системы. Пред­ложено авторское определение режима экономической политики — совокупность правил, мероприятий, норм для достижения макроцели развития страны через совершенствование ее экономической системы. При подобном подходе становится возможной корректировка экономиче­ской политики путем изменения ее режимов в случае, если в заранее установленный период целевые показатели не были по каким-либо причи­нам достигнуты. Внешнюю среду, в которой государство выступает как экономический агент, автор предлагает разделить на две зоны: 1) часть мирового экономического пространства, на регулирование которой кон­кретное государство как экономический агент имеет полномочия; 2) часть мирового экономического пространства, в которой данное гос­ударство не имеет полномочий на прямое установление формальных институтов. В качестве основы для измерения качества экономической политики предлагается использовать критерий соотнесения экономи­ческой политики государства макроцелям развития страны.

Скачать статью

Связь транспортной доступности и качества жизни в сельских населенных пунктах Калининградской области

Аннотация

Для сельских территорий России все более решающим фактором социально-экономического развития выступает уровень транспортной доступности. Поскольку этот процесс долгое время был саморегулиру­емым и второстепенным среди задач регионального развития, то на се­годняшний день не все возможности повышения транспортной доступ­ности в случае удаленных сельских территорий используются в полной мере или частично. Учитывая особую специфику системы расселения региона, данная тема исследования вызывает интерес и является важ­ной для рассмотрения Калининградской области как региональной моде­ли социально-природного пространства. Используемые в работе класси­че­ские полевые, экономико-географические и социологические методы сво­дятся к теории, что проблема транспортной доступности «центр — сельская периферия» взаимозависима с понятием качества жизни граж­дан. Оптимальная функциональность населенных пунктов наблю­да­ет­ся при сокращении расстояния до административного и обще­ственно-делового центра области — Калининграда. Инструментом по­вышения инвестиционного, демографического, производственно-эко­но­мического и социально-инфраструктурного потенциала сельских поселений и обла­сти в целом становится реализация программ в сфере Транспортной стратегии Российской Федерации и региональных про­грамм.<br>

Скачать статью

Центры генерации научных публикаций международного уровня в регионах России

Аннотация

В последние несколько лет наблюдается серьезный прирост количе­ства публикаций российских авторов в международных базах данных научного цитирования, что продиктовано стремлением повышения глобальной конкурентоспособности научных и образовательных органи­заций. Для того чтобы оценить результативность научной работы, используются наукометрические индикаторы, позволяющие сопоста­вить достижения стран, регионов и отдельных исследователей. Тем са­мым пространственная наукометрия дает возможность упорядочить данные об информационном потоке научных публикаций и оптимизи­ровать навигацию в публикационном пространстве на различных уров­нях. Цель работы — выявить центры генерации научного знания в Рос­сии, используя наукометрические методы, а также классифицировать регионы по уровню научной продуктивности. В качестве источника данных взята библиографическая и реферативная база данных Scopus, использован аналитический инструментарий Scival. В ходе исследова­ния выявлено пространственное распределение новых знаний на терри­тории России, определены наиболее крупные центры, рассмотрены ди­намика роста их продуктивности и показатели качества научных ис­следований.

Скачать статью

История. Исторические науки

«400 дней Восточной Пруссии» Августа Виннига: опыт конъюнктурной мемуаристики

Аннотация

Проанализирован текст мемуаров имперского комиссара и оберпре­зидента Восточной Пруссии Августа Виннига, относящийся, в частно­сти, к периоду от революционных событий начала 1919 г. до Капповско­го путча в марте 1920 г. Особое внимание обращено на внешнеполити­ческое положение и внутрипартийную борьбу в провинции. Охаракте­ризованы политические взгляды А. Виннига и причины охлаждения его отношений с руководством СДПГ.

Скачать статью

Участие иностранных добровольцев в Греческой революции 1821—1830 годов

Аннотация

Рассматривается развернувшееся в Европе добровольческое движение в Грецию с целью определить его роль в революции 1821—1830 гг. Источниками для исследования послужили воззвания повстанцев, дипломатические документы, материалы филэллинских комитетов, пресса, дневники, воспоминания и корреспонденция современников. Анализируются предпосылки, организация, источники финансирования, характер участия добровольцев в боевых действиях. В исследовании использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы. Идея об ответственности европейцев за судьбу греков появилась в просвещенных кругах Европы задолго до Греческой революции. С началом восстания на Пелопоннесе она получила развитие в виде создания фил-эллинских комитетов, организовавших сбор средств для греков и от-правку добровольцев в Грецию. Автор делает вывод, что участие иностранных добровольцев в военных действиях имело ограниченное значение, тогда как их вклад в пропаганду греческого дела был очень существенным и выразился в побуждении общественного мнения и правительств европейских стран к заступничеству за греков. В свою очередь, дипломатическая помощь европейских держав стала главным фактором в успехе революции и обретении Грецией независимости.

Скачать статью

Общество и политика

Политика Латвии в отношении образования на русском языке

Аннотация

Рассмотрены развитие русскоязычного школьного образования в не­зависимой Латвии с 1992 по 2020 г., а также процесс реформирования данной системы официальными властями. В Латвии на момент про­возглашения независимости и выхода из состава СССР сложилась би­лингвальная система образования, позволявшая пройти обучение всех уровней (от детского сада до техникума и университета) как на ла­тышском, так и на русском языке. Приход к власти в 1990-е гг. пред­ставителей националистических кругов и восприятие советского пери­ода как периода «оккупации» сделали невозможным сохранение русско­язычной школы в неизменном виде. Преобразования не заставили себя долго ждать — уже в 1995 г. были приняты поправки к закону об основ­ной школе и гимназии, провозглашавшие необходимость введения в шко­лах для национальных меньшинств нескольких предметов с преподава­нием на латышском языке. Наиболее крупные реформы были осуществ­лены в 2004 г., когда старшее звено русскоязычных школ (10—12-е клас­сы) было обязано обучаться в пропорции 60/40 — не менее 60 % предме­тов на латышском языке, не более 40 % — на русском. Второй комплекс реформ начал реализовываться в 2017 г., когда старшая школа (нацио­нальных меньшинств) целиком перешла на латышский язык обучения, а средняя школа — лишь частично. Латвийские власти объясняют необ­ходимость данных реформ стремлением повысить уровень знания госу­дарственного языка среди национальных меньшинств, в первую очередь рус­скоязычных. Реформа продолжается и будет завершена лишь в 2021 г. Данная статья является первой попыткой осмысления реформы рус­ской школы Латвии с учетом последних преобразований. В работе ис­пользуются статистические данные общественных организаций и Ми­нистерства образования Латвии, а также источники на латыш­ском языке, которые вводятся в научный оборот впервые.

Скачать статью

Состояние государственно-гражданской идентичности в среде студенческой молодежи РФ: теоретический и прикладной аспекты

Аннотация

Рассмотрена проблема состояния государственно-гражданской иден­тичности студенческой молодежи. На основе теоретического анализа положений социального конструктивизма автор акцентирует внима­ние на том, что государственно-гражданская идентичность является элементом ценностного компонента в структуре этнополитического конструкта политического сознания субъектов политики. Посредст­вом реализации комплексного социально-политического исследования на ос­нове метода массового опроса дается оценка уровня государственно-граж­данской идентичности студенческой молодежи некоторых феде­раль­ных округов. Выявлено, что участники исследования продемонст­ри­ровали высокий уровень государственно-гражданской идентичности. Метод фокус-групп показал свою состоятельность при изучении осно­ваний формирования данной ценностной ориентации в политическом сознании студенческой молодежи. Для участников исследования смыс­лообразующей категорией данного типа идентичности выступает гос­ударственность. Также исследовательская группа отметила, что госу­дарственно-гражданская идентичность студентов вузов сформирована преимущественно в аффективных и когнитивных аспектах, при этом конативная составляющая недостаточно представлена в нарративах участников фокус-групп, что свидетельствует о некоторой несформи­рованности государственно-гражданской идентичности в структуре этнополитического конструкта студенческой молодежи.

Скачать статью

Рецензии