Слово.ру: Балтийский акцент

2023 Том 14 №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

«Определение поэзии»: Фреге vs. Якобсон

‘Definition of poetry’: Frege vs. Jakobson
DOI
10.5922/2225-5346-2023-4-5
Страницы / Pages
91-104

Аннотация

Статья посвящена сопоставительному анализу двух подходов к описанию рефе­ренции художественного высказывания — прагмасемантической линии, развивающей идеи Г. Фреге о поэтическом знаке как «знаке со смыслом, но без значения», и эстети­ко-функциональных теорий поэтического языка, связанных с концепцией поэтической функции Р. Якобсона. Прагмасемантические интерпретации референциальных воз­можностей поэтического знака, ставящие в центр внимания вопрос о принципах его верификации, рассматривают отношение знака к внеязыковым объектам. При таком подходе способность художественного высказывания устанавливать предметные ре­ференции либо вовсе отрицается (Г. Фреге), либо связывается с действием дополни­тельных факторов — «эстетических операторов» (Л. Линский), особых иллокутив­ных установок (Дж. Сёрль), активной позиции реципиента (С. Золян). Теория поэти­ческой функции языка, развиваемая в формализме и структурализме, утверждает в качестве основной (а в ряде случаев и единственной) области референции поэтическо­го знака не внеположенный ему мир объектов, а имманентную знаку языковую среду, тем самым обосновывая «автореференциальность» (Е. Фарыно) художественного вы­сказывания. Рассмотренные в предложенном аспекте прагмасемантические и эстети­ко-функциональные концепции поэтической референции реализуют общую редукцио­нистскую установку с противоположных сторон: прагмасемантика, обнаруживающая референты поэтического знака в «возможных» (художественных) мирах, оставляет вне поля зрения самое специфику поэтического языка, в то время как функционализм, напротив, декларирует несущественность вопроса о предметных референциях знака, целиком обращая художественное высказывание на пространство языковых объектов. Преодолеть такую полярность аналитических решений возможно при рассмотрении поэтического знака как биреференциального феномена, осуществляющего референцию од­новременно по двум осям — внеязыковой и собственно языковой. Предложенный под­ход позволяет считать художественное высказывание не дефицитным, а, напротив, про­фицитным в своих референциальных возможностях, помогает увидеть в любом ху­дожественном произведении действие единых семиотических механизмов, мотиви­ру­ющих «определение поэзии» как особого высказывания об особом мире.

Abstract

This article presents a comparative analysis of two approaches to describing the reference within poetic statements: the pragmasemantic approach, which builds upon Gottlob Frege's ideas of the poetic sign as "a sign with meaning but without reference," and aesthetic-functional theories of poetic language linked to Roman Jacobson's concept of the poetic func­tion. The pragmasemantic interpretation of the referential capabilities of a poetic sign explores questions regarding the principles of its verification and examines its relationship with ex­tralinguistic objects. From this perspective, the artistic expression's ability to establish objec­tive references is either entirely denied (by Frege) or associated with the actions of "aesthetic operators" (Linsky), specific illocutionary attitudes (Searle), or the recipient's standpoint (Zolyan). On the other hand, the theory of the poetic function of language, as presented in formalism and structuralism, posits that the reference of the poetic sign does not extend to the world of objects but rather to the linguistic environment inherent within the sign. It under­scores the "auto-referentiality" (Faryno) of an artistic statement. Pragmase­man­tics and aes­thetic-functional concepts of poetic reference both contribute to a reduction, albeit from oppo­site angles: pragmasemantics locates the referents of the poetic sign within ‘possible’ (artistic) worlds but somewhat overlooks the unique characteristics of poetic language. In contrast, functionalism sidelines the question of a sign's objective references, steering artistic discourse entirely toward linguistic elements. A potential resolution to this polarity in analytical ap­proaches involves viewing the poetic sign as a bi-referential phenomenon, simultaneously engaging along two axes — extralinguistic and linguistic. This approach enables the consid­eration of an artistic statement not as deficient but, conversely, as abundant in its referential connections. It helps reveal the common semiotic mechanisms at play in any work of art, which motivate the ‘definition of poetry’ as a distinct statement about a unique world.

Список литературы

Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000.

Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. М., 2014.

Кастанеда Г.-Н. Художественный вымысел и действительность: их фунда­ментальные связи: Очерки онтологии совокупного опыта // Логос. 1999. № 3 (13). С. 69—102.

Линский Л. Референция и референты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции). М., 1982. С. 161—178.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об ис­кусстве. СПб., 1998. С. 14—285.

Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика : антология. М., 2001. С. 45—97.

Мукаржовский Я. Два этюда о поэтическом наименовании. I: Поэтическое наименование и эстетическая функция языка // Мукаржовский Я. Структу­ральная поэтика. М., 1996. С. 132—139.

Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. М., 2010.

Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

Сёрль Дж. Р. Логический статус художественного дискурса // Логос. 1999. № 3 (13). С. 34—47.

Славиньский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: «за» и «про­тив». М., 1975. С. 256—276.

Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: антология. М., 2001. С. 5—42.

Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистиче­ский кружок : сб. ст. М., 1965. С. 17—41.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика: антология. М., 2001. С. 376—391.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Логика и логическая семантика. М., 2000. C. 230—246.

Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990. С. 58—72.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193—230.

Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлеб­никову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 272—316.

Якобсон Р. Что такое поэзия? // Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996. С. 106—118.

Faryno J. Semiotyczne aspekty poezji o sztuce: Na przykładzie wierszy Wisławy Szymborskiej // Pamiętnik Literacki. 1975. Z. 4. S. 123—145.