Слово.ру: Балтийский акцент

2023 Том 14 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

Спор о Гольбейне как спор о вере: полемика вокруг романа «Идиот» Ф.М. Достоевского

Dispute about Holbein as a dispute about faith: discussion around Fedor Dostoevsky’s novel ‘The Idiot’
DOI
10.5922/2225-5346-2023-2-8
Страницы / Pages
139-159

Аннотация

Статья посвящена полемике вокруг картины Ганса Гольбейна Младшего «Хри­стос во гробе» и романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, в котором она является цен­тральным экфрасисом. Цель исследования состоит в анализе имеющихся тенденций истолкования картины Гольбейна и романа Достоевского в их соотношении с христи­анской догматикой, каноническими требованиями к изображению образа Христа, биб­лейским контекстом, а также в установлении существующих и возможных интер­претационных моделей, их границ и перспектив. Рассматривается полемика о кар­тине Гольбейна до Достоевского (Карамзин, Жуковский, Грунер, Шпацир, Лафатер, Чокке, Хегнер), затрагивающая вопросы догматики и художественного вкуса и полу­чающая развитие в романе «Идиот» и спорах вокруг него, разворачивающихся в рабо­тах современных исследователей творчества Гольбейна и Достоевского. Особое вни­мание уделяется вопросу кенозиса, тления и истления, значения библейских аллюзий для понимания смысла картины в романе «Идиот». Сделан вывод о том, что картина Гольбейна актуализирует библейский контекст, неся провокативный смысл, который имел в глазах мира и сам распятый Христос: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безу­мие» (1 Кор. 1:23).

Abstract

The article is devoted to the controversy around the painting by Hans Holbein the Younger "Christ in the tomb" and the novel "The Idiot" by Fedor Dostoevsky, where this picture is the central ekphrasis. The aim of the study was to analyze the current trends in the interpretation of Holbein's painting and Dostoevsky's novel, in their relationship with Christian dogmatics, canonical requirements for depicting the image of Christ, the biblical context, and to establish existing and possible interpretive models, their boundaries and perspectives. The article discusses the controversy about the painting by Holbein before Dostoevsky (Karamzin, Zhukovsky, Gruner, Spazier, Lavater, Zschokke, Hegner) and its development in the novel "The Idiot" and in the disputes around it, presented by modern researchers of Holbein’s and Dostoevsky’s works. Particular attention is paid to the issue of kenosis, corruption and destruction, the significance of biblical allusions for understanding the meaning of the picture in the novel "The Idiot". The central argument of the article is that Holbein's painting actualizes the biblical context, carrying a provocative meaning that the crucified Christ himself had in the eyes of the world: "for the Jews a stumbling block and for the Greeks foolishness" (1 Cor. 1: 23).

Список литературы

Альтман М. С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации : в 2 т. М., 1963. Т. 1 : XI — начало XVI века.

Бегичева В. Достоевский и Гольбейн: вера против неверия // Наука и религия. 2012. № 8. С. 42—47.

Библиотека Ф. М. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание. СПб., 2005.

Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987.

Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М., 1993.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Л., 1972—1990.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем : в 35 т. СПб., 2013—2020 (продолжающееся издание).

Евдокимов П. Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005.

Есаулов И. А. Пасхальный архетип русской литературы как фактор жанро­порождения // Дергачевские чтения — 2008. Русская литература: националь­ное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 164—173.

Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем. М., 2004. Т. 13.

Иннокентий (Борисов И. А.), архиеп. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа : в 5 ч. 2-е изд. Одесса, 1860.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2003.

Капилупи С. М. Вопрос о грехопадении и всеобщем спасении в романе «Бра­тья Карамазовы» // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современ­ное состояние изучения. М., 2007. С. 187—225.

Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984.

Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-цен­ностных ориентаций. М., 1996.

Касаткина Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произве­дениях Ф. М. Достоевского. М., 2015.

Катехизис католической церкви. Компендиум. [M.], 2007.

Корбелла К. «Идиот» Ф. М. Достоевского в прочтении католических богосло­вов // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 175—184.

Кристева Ю. Черное солнце. Депрессия и меланхолия. М., 2010.

Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. Вып. 2. С. 391—408.

Кутковой В. О некоторых концептуальных приемах личного письма в древ­ней иконописи. 2004. URL: https://pravoslavie.ru/154.html (дата обращения: 01.09.2022).

Лафатер И. К. Сто правил физиогномики. М., 2008.

Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Крот­кая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследова­ния. СПб., 2000. № 15. С. 237—263.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догмати­ческое богословие. М., 1991.

Лурье В. М. Догматика «религии любви»: Догматические представления позднего Достоевского // Христианство и русская литература. СПб., 1996. Сб. 2. С. 290—309.

Мартинсен Д. А. Повествования о самообособлении: литературные само­убийства в творчестве Достоевского // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: со­временное состояние изучения. М., 2001. С. 427—434.

Михальцов Н. Н. Христологическая аргументация прп. Иоанна Дамаскина в контексте философии иконопочитания // Nomothetika: Философия. Социоло­гия. Право. 2020. Т. 45, № 1. С. 81—87.

Новикова Е. Г. «На картине этой изображен Христос, только что снятый со креста»: Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский, С. Н. Булгаков о картине Ганса Голь­бейна Мл. «Христос во гробе» // Проблемы исторической поэтики. Петро­заводск, 2008. Вып. 8. С. 414—428.

Перлина Н. М. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». СПб., 2017.

Сузи В. Н. Драма героя — драма автора. Размышления по случаю 200-летию Ф. М. Достоевского // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 4. С. 40—53.

Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Вып. 11. С. 102—121.

Тихомиров Б. Н. Религиозные аспекты творчества Ф. М. Достоевского. Про­блемы интерпретации, комментирования, текстологии : дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2006.

Токарев Д. Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса («Мертвый Христос» Гольбейна — Достоевского и «Сикстинская мадонна» Рафаэля — Жу­ковского) // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., 2013. С. 62—109.

Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль, 1997.

Фаустов А. А. Отсроченное будущее: две картины в пересказе Ф. М. Досто­евского // Вестник ВГУ. Сер.: Филология, журналистика. 2021. № 3. С. 18—23.

Энциклика «Свет веры» — Lumen Fidei. 2013. URL: https://papst.pro/ru/ 1349/ (дата обращения: 20.09.2021).

Языкова И. К. Самая странная картина Ганса Гольбейна // Решение. 2018. № 65. URL: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a652018/view/article/1478273 (дата обращения 21.09.2021).

Янг С. Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 28—41.

Frank J. Dostoevsky: The Seeds of Revolt, 1821—1849. Princeton, 1976.

[Gruner G. S.] Reisen durch die merkwürdigsten Gegenden Helvetiens : in 2 Bdn. L., 1778. Bd. 1.

Hegner U. Hans Holbein der jüngere. Berlin, 1827.

Jones M. Dostoevsky and the Dynamics of Religious Experience. L., 2005.

Müller Ch. Holbeins Gemälde “Der Leichnam Christi im Grabe” und die Grab­ka­pelle der Familie Amerbach in der Basler Kartause // Zeitschrift für Schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte. 2001. Bd. 58, H. 4. S. 279—289.

Prater A. Zwischen Grabesruhe und Auferstehung. Holbeins “Christus im Grab” neu gesehen // Kunstchronik: Monatsschrift für Kunstwissenschaft, Museumswesen und Denkmalpflege. 2018а. Bd. 71, № 1. S. 22—35.

Prater A. Ein Andachtsbild für Erasmus? Holbeins “Christus im Grab” neu ge­se­hen // Kunstchronik: Monatsschrift für Kunstwissenschaft, Museumswesen und Denk­malpflege. 2018б. Bd. 71, № 2. S. 94—105.

Spazier K. W-nderungen durch die Schweiz. Gotha, 1790.

[Zschokke H.] Meine Wallfahrt nach Paris : in 2 Bdn. Zürich, 1796—1797. Bd. 2 : 1797.