Поликодовый текст как средство политической идентификации: анализ российской блогосферы
Multimodal text as a means of political identification: an analysis of the Russian blogosphere- DOI
- 10.5922/2225-5346-2023-2-7
- Страницы / Pages
- 115-138
Аннотация
В статье рассматривается сетевая политическая активность (политблогинг). Предметом анализа выступил поликодовый текст веб-сайтов, транслирующих политическое сообщение посредством разнородных семиотических кодов. Цель исследования — показать, как в информационном продукте кодируется и манифестируется политическая идентичность адресантов. Результатом исследования является разработанная типология поликодовых текстов (контента блогов), формирующих картину политической реальности пользователей. К первому типу относятся блоги, которые отличают наличие четкой идеологической базы, маркирующей политическую идентичность адресанта, и «насыщенный» идеологическими значениями поликодовый текст. Второй тип блогов характеризует отсутствие собственной политической идентичности автора, «аморфный» поликодовый текст, предназначенный для политического потребления и развлечения. К третьему типу отнесены блоги, транслирующие «разреженный» поликодовый текст. Несмотря на то что эти блоги отражают идеологическую базу, а их адресанты имеют политическую идентичность, они ориентированы на потребление политпродукта, а не на актуализацию идентичности в коммуникации и действии. Сравнительный анализ контентов (политико-ориентированных, а также эпизодически обращающихся к политическим темам) подтвердил предложенную типологию. Кроме того, на основе семиотического и дискурс-анализа выявлены механизмы, повышающие коммуникативный потенциал и убедительную силу идейно-смыслового содержания контентов.
Abstract
This article explores the phenomenon of online political activism, specifically political blogging, from the perspective of the author's concept of prosumer activity. It focuses on the multimodal texts of websites that convey political messages using a range of semiotic codes. The study aims to demonstrate how the political identity of the addresser is encoded and expressed in the information product. The analysis results in a typology of multimodal texts, classified into three types based on their political identity and intended purpose. The first type comprises blogs that have a clear ideological basis that marks the political identity of the producer, with a ‘concentrated’ multimodal text. The second type includes blogs that do not reflect the author's political identity, with an ‘amorphous’ multimodal text intended for political consumption and entertainment. The third type encompasses blogs that transmit ‘disperse’ multimodal text, which presents an ideological basis but is focused on political consumption rather than identity manifestation in communication and action. The proposed typology is confirmed through a comparative study of politically oriented blogs and those that address political topics occasionally. The study also identifies mechanisms that increase the communicative potential and persuasive power of the ideological and semantic content, using semiotic and discourse analysis.
Список литературы
Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71—79.
Бараш Р. Э., Антоновский А. Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 36—59.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 4 (63). С. 19—24.
Большиянова Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура : автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1986.
Бондаренко С. В. Политическая идентичность в киберпространстве // Политическая наука. 2005. № 3. С. 76—92.
Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Идентичность как предмет теоретико-методологического анализа: модели и подходы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 31—44.
Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 341—364.
Громова Н. С. Поликодовые тексты в сети интернет: специфика бытования и особенности экспертизы // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. 2020. Т. 1. С. 357—360.
Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М., 1999.
Коньков А. Е. Политический дискурс в условиях расширения цифрового пространства // Россия: тенденции и перспективы развития. М., 2019. Вып. 14, ч. 1. С. 119—121.
Плотичкина Н. В. Просьюмеризм как политическая практика // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2013. № 3. С. 66—79.
Подосокорский Н. Н. «Лицо с экрана». В чем секрет популярности ток-шоу «вДудь»? // Наука телевидения. 2018. № 14.3. С. 151—166.
Проскурин Е. Г. Веб-сайт как полисемиотический гипертекст: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 64—67.
Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. Политические исследования. 2009. № 1. С. 100—117.
Савельева Е. Н., Буденкова В. Е. Методологические аспекты культурологической экспертизы в условиях политического просьюмеризма // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» (6—7 июня 2019, Екатеринбург, УрФУ им. Б. Н. Ельцина). Екатеринбург, 2020. С. 132—137.
Савельева Е. Н., Буденкова В. Е., Князюк О. В. Политическая активность в сети как просьюмерская деятельность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 134—145.
Соколова О. В. Гибридные тексты как форма взаимодействия авангардного художественного и политического дискурсов // Слово.ру: балтийский акцент. 2020. Т. 1, № 1. С. 50—86.
Beroccal S., Campos-Domingues E., Redondo M. Media prosumers in political communication: Politainment on YouTube // Comunicar. Media Education Research Journal. 2014. Vol. 22, № 43. P. 65—72.
Van Santen R. Review essay politics and entertainment: a happy marriage? // Javnost — The Public. 2008. Vol. 15. P. 89—100.
Metametrica. URL: https://rutube.ru/channel/23486857/videos/; https://dzen. ru/metametrica (дата обращения: 15.01.2023).
Агитпроп. Константин Сёмин. URL: https://rutube.ru/channel/23807418/ videos/; https://agitblog.ru/ (дата обращения: 25.01.2023).
Ай как просто. URL: https://rutube.ru/channel/21014334/videos/ (дата обращения: 14.01.2023).
Альтернативы (А. В. Бузгалин и другие). URL: https://dzen.ru/id/622bb094 8074d541d7e57268; https://vk.com/alternativy (дата обращения: 05.01.2023).
Андрей Фурсов. URL: https://rutube.ru/channel/23473513/videos/; https:// dzen.ru/govoritfursov (дата обращения: 13.02.2023).
БесогонTV. URL: https://besogontv.ru/ (дата обращения: 10.01.2023).
вДудь. URL: https://rutube.ru/channel/1741132/videos/; https://t.me/s/yurydud (дата обращения: 15.01.2023).
Дмитрий Пучков. URL: https://rutube.ru/u/goblin/videos/ (дата обращения: 23.01.2023).
День ТВ. URL: https://dzen.ru/id/5f1db0f593c4900b3ab99297 (дата обращения: 23.01.2023).
Евгений Спицын. URL: https://dzen.ru/istorik115; https://rutube.ru/channel/ 2811621/videos/ (дата обращения: 23.01.2023).
Живой гвоздь. URL: https://t.me/livegvozd; URL: https://tgram.me/livegvozd (дата обращения: 10.01.2023).
Наталья Зубаревич. URL: https://dzen.ru/id/631c8b70c8d2281ad11ae89b; https://t.me/+CtvxY7FZSgQ5NmQy (дата обращения: 19.01.2023).
Навальный LIVE. URL: https://ru.telegram-politics.com/catalog/channels/ navalnylivechannel; https://t.me/navalnylivechannel (дата обращения: 15.01.2023).
Осторожно: Собчак. URL: https://ksenia-sobchak.com/category/ostorozhno- sobchak/ (дата обращения: 16.01.2023).
Призыв к Разуму / Appeal to Reason» (И. Поляков). URL: https://thewiki how.com/channel_UCLTIJiUaJklC1OuG92mBXLA#videos (дата обращения: 25.01.2023).
Простые числа. URL: https://rutube.ru/channel/23325655/videos/ (дата обращения: 29.01.2023).
Сталингулаг. URL: https://telegram.me/s/stalin_gulag; https://dzen.ru/ agorbunov (дата обращения: 13.01.2023).
Суть Времени (С. Кургинян). URL: https://rutube.ru/channel/23614828/videos/; https://dzen.ru/id/60db2c9709b5b829dfe5965b (дата обращения: 22.01.2023).
Телеканал Сталинград. URL: https://stalingrad.life/video/; https://t.me/s/ TELEKANALSTALINGRAD (дата обращения: 23.01.2023).