Слово.ру: Балтийский акцент

2013 Том 4 №1

Назад к списку Скачать статью

Феномен Наполеона в германском духе эпохи Наполеона

Страницы / Pages
47-56

Аннотация

Рассматриваются суждения о Наполеоне в культуре немецкого предромантизма и романтизма как знаки художественной диагностики, свидетельствующие о противоречивой диалектике художественного сознания в различении «кодов» жизни и смерти в искусстве. Диаметрально противоположная оценка Наполеона в истории немецкого романтизма характеризует проблему человека как «поля судьбы», где разыгрывается битва Света и Тьмы. Показана трансформация легенды о Наполеоне в немецком романтизме от идеализации «мирового духа» (Г. В. Ф. Гегель) до определения его как «символа общественной противоестественности» (Г. фон Клейст).

Abstract

This article considers judgements about Napoleon in the culture of German pre-romanticism as signs of literary diagnostics indicative of the contradictory dialectics of artistic consciousness in distinguishing the “codes” of life and death in arts. The completely opposite assessment of Napoleon in the history of German romanticism identifies the problem of a human being as a “field of fate” — a site of the battle between the Light and Darkness. The author emphasises the transformation of the legend of Napoleon in the German romanticism from the idealisation of the “world spirit” (G. W. H. Hegel) to defining it as a “symbol of social unnaturlaity” (H. von Kleist).

Список литературы

1. Гёте И. В. Фауст // Собр. соч. : в 10 т. М., 1976. Т. 2.
2. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. Ереван, 1988.
3. Rüdiger S. Romantik. Eine deutsche Affäre. München, 2007.