Слово.ру: Балтийский акцент

2018 Том 9 №1

Назад к списку Скачать статью Download the article

Искусство «левого неприличия» как способ дискредитации имперской власти: Эйзенштейн, Бабель, Луначарский

The Art of «Leftist Obscenity» as a Way to Discredit the Imperial Regime: the Works of Eisenstien, Babel, and Lunacharsky
DOI
10.5922/2225-5346-2018-1-8
Страницы / Pages
94-102

Аннотация

Исследование посвящено методу «левого неприличия», возникшему в русле левого искусства в начале Советского периода. Наша задача — дать определение данному методу, описать его приемы, а также выяснить, с какой целью он использовался в данный период. Мы предполагаем, что «левое неприличие» возникло в просоветском искусстве и было связано с тем, что советская власть испытывала потребность в легитимации, невозможной без дискредитации предшествующей имперской власти. В связи с этим «левое неприличие» было призвано дискредитировать имперскую власть, представить новый взгляд, новую оценку имперского наследия. Ключевой задачей данного метода стало принижение значимости и осмеяние этого наследия, что достигалось с помощью столкновения в одном пространстве или образе явлений «высокого» (предметов религиозного культа или имперской власти) и «низкого» (предметов, касающихся «низменных» физиологических процессов или сексуальности) порядков. В данной работе дается определение «левого неприличия» и описывается история его возникновения, а также предлагается сопоставительный анализ фильма С. Эйзенштейна «Октябрь», публицистической работы А. Луначарского «Почему мы охраняем дворцы Романовых (Путевые впечатления)» и рассказа И. Бабеля «Дорога». Анализ данных произведений позволяет продемонстрировать, как реализовались на практике приемы «левого неприличия», а также предположить, насколько они были эффективны за счет того комического эффекта, который виден в них даже современному читателю или зрителю.

Abstract

This study deals with the method of ‘leftist obscenity,’ which emerged within left art in the early Soviet period. The article aims to define this method, describe its procedures, and identify the purpose it served at the time. The author assumes that ‘leftist obscenity’ arose within pro-Soviet art, when the Soviet government was seeking legitimation, which was impossible without discrediting the imperial regime. ‘Leftist obscenity’ was intended to discredit the imperial regime and to give a new perspective on the imperial heritage. The method aimed to diminish and ridicule that heritage. This was achieved by causing ‘high’ (objects of religious worship or imperial power) and ‘low’ (objects relating physiological processes or sexuality) phenomena to collide within the same space or image. This article provides a definition of ‘leftist obscenity’, traces the emergence of the phenomenon, and analyses S. Eisenstein’s film ‘October’, A. Lunacharsky’s essay ‘Why we guard the palaces of the Romanovs (travel impressions)’, and I. Babel’s short story ‘The Road.’ The analysis of these works shows how the method of ‘leftist obscenity’ was employed in practice and leads to the conclusion that the method worked by producing a comic effect, which is easily communicated to the modern reader or the viewer.

Список литературы

1. Арватов Б. Театральная парфюмерия и левое неприличие // Зрелища. 1923. № 31/32. С. 7.
2. Бабель И. Дорога // Собрание сочинений : в 4 т. М., 2005. Т. 1.
3. Ильинский И. Сам о себе. М., 1961.
4. Колоницкий Б. Образы императрицы Александры Федоровны в годы Первой мировой войны и массовая культура революционного времени // «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010. С. 241—374.
5. Луначарский А. В. Почему мы охраняем дворцы Романовых (Путевые впечатления) // Об изобразительном искусстве. М., 1982. Т. 2. С. 161—177. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/russkoe-sovetskoe-iskusstvo/pocemu-my-ohranaemdvorcy-romanovyh#TOC_... (дата обращения: 28.11.2017).
6. Малютин А. К вопросу о сущности понятия «левое искусство». URL: http://www.1917.com/Gallery/ProletCritica/1118916025.html (дата обращения: 05.12.2017).
7. Цивьян Ю. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино. М., 2010.
8. Анализ киносценических образов. URL: http://www.actorskino.ru/kino-rossii-1895-1930/421-analiz-kinoscenicheskix-obrazov.html (дата обращения: 26.11.2017).

Reference

1. Arvatov, B. 1923. Theatrical perfumery and left indecency. Zrelishcha [Spectacles], 31/32, p. 7.
2. Babel', I., 2005. Road. In: I. Babel'. Sobranie sochinenii. T. 1. [Collected works. Vol. 1]. Moscow.
3. Il'inskii, I., 1961. Sam o sebe [About myself]. Moscow.
4. Kolonitskii, B., 2010. The images of the Empress Alexandra Feodorovna during the First World War and the mass culture of revolutionary time. In: B. Kolonitskii. «Tragicheskaya erotika»: Obrazy imperatorskoi sem'i v gody Pervoi mirovoi voiny [«Tragic Erotic»: Images of the Imperial Family during the First World War]. Moscow. pp. 241—374.
5. Lunacharskii, A. V., 1982. Why we guard the palaces of the Romanovs (Travel impressions). In: A. V. Lunacharskii. Ob izobrazitel'nom iskusstve. T. 2 [On fine art. Vol. 2]. Moscow. pp. 161—177. Available at: http://lunacharsky.newgod.su/lib/russkoe-sovetskoeiskusstvo/pocemu-my-ohranaem-dvorcy-romanovyh#TOC_... [Accessed 21 November 2017].
6. Malyutin, A. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «levoe iskusstvo» [To the question of the essence of the concept of "left art"]. Available at: http://www.1917.com/Gallery/ProletCritica/1118916025.html [Accessed 21 November 2017].
7. Tsiv'yan, Yu., 2010. Na podstupakh k karpalistike: dvizhenie i zhest v literature, iskusstve i kino [On the approaches to carpalistics: movement and gesture in literature, art and cinema]. Moscow.
8. Analiz kinostsenicheskikh obrazov [Analysis of the movie images]. Available at: http://www.actorskino.ru/kino-rossii-1895-1930/421-analiz-kinoscenicheskix-obrazov.html [Accessed 21 November 2017].