Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Когнитивные структуры успеха в русской обыденной ментальности

Страницы / Pages
17-30

Аннотация

Предпринята попытка реконструкции глубинных познавательных начал, лежащих в основе мысли об успехе у носителей русского языка. С этой целью концепт УСПЕХ рассматривается с двух точек зрения — ономасиологии и глубинной семантики. Впервые определены две модели успеха в русской языковой ментальности, показаны когнитивные основания семантической эволюции слов, входящих в словообразовательно-этимологическое гнездо слова успех. Гипотетически отмечена близость глубинного познавательного архетипа успеха квантовой реальности.

Abstract

The paper attempts to reconstruct the deep cognitive principles underlying the idea of success among native speakers of the Russian language. To this end, the concept of SUCCESS is examined in two aspects — onomasiology and deep semantics. For the first time, two models of success in the Russian linguistic mentality are identified, and the cognitive foundations of the semantic evolution of words included in the word-formation-etymological nest of the word success are shown. The closeness of the deep cognitive archetype of the success of quantum reality is hypothetically noted.

Список литературы

1. Апресян Ю. Д. Структура словарной статьи словаря // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. акад. Ю. Д. Апресяна. М. ; Вена, 2004.

2. Берестнев Г. И. В поисках семантических универсалий. Калининград, 2010.

3. Берестнев Г. И. Когнитивное освоение времени // Россия: изменяющийся образ времени сквозь призму языка. Репрезентация концепта времени в русском языке в сопоставлении с английским и немецким языками. М., 2012. С. 27—33.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

5. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998.

6. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси, 1984.

7. Гринберг Дж., Осгуд Ч., Дженкинс Дж. Меморандум о языковых универсалиях // Новое в лингвистике. М., 1970. Вып. 5. С. 31—44.

8. Демьянков В. З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория // Язык и структуры представления знаний. М., 1992. С. 39—77.

9. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический метод в фразеологии: Коды культуры. М., 2013.

10. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

11. Кубрякова Е. С. Концепт // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1997. С. 90—93.

12. Кустова Г. И. Слова со значением высокой степени: семантические модели и семантические механизмы (Magn’ы-прилагательные) // Слово и язык : сб. ст. к 80-летию Ю. Д. Апресяна. М., 2011. С 256—267. URL: https://ruslang.ru/doc/apresjan_festschrift2011/Kustova.pdf (дата обращения: 25.03.2022).

13. Кустова Г. И. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени // Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка. URL: http://dict.ruslang.ru/magn.php (дата обращения: 25.03.2022).

14. Маслова В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие. М., 2001.

15. Пивовар Е. С. Ключевой концепт как структурирующее начало языковой картины мира у белорусов и русских // Русистика. 2019. Т. 17, № 2. С. 243—254.

16. Толстой Н. И. О предмете этнолингвистики, о ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос). М., 1983. С. 181—190.

17. Chafe W. L. Repeated verbalizations as evidence organization of knowledge // Preprint of the plenary session papers. XIV International Congress of Linguists. Berlin, 1987. P. 88—110.