К вопросу о рейтинговой оценке младших школьников в условиях инклюзивного обучения
- Страницы / Pages
- 95-102
Аннотация
Федеральные государственные стандарты для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, закрепили в качестве одного из важнейших постулатов дифференцированный подход к разработке адаптированных образовательных программ. Адаптация программ предполагает их своеобразное выстраивание и формирование в их рамках особой системы оценки с учетом особенностей протекания мыслительных операций, восприятия, памяти, развития речевых функций, темпа учебной деятельности, а также специфичных образовательных возможностей каждого конкретного ребенка. В статье рассмотрен потенциал применения рейтинговой оценки на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах для школьников, имеющих глубокие нарушения зрения и обучающихся по адаптированным программам. В результате сделано заключение о необходимости разработать систему условий в составе модели рейтинговой оценки процесса освоения адаптированных программ для учащихся с нарушениями зрения начиная с первого года обучения.
Abstract
Federal standards, developed for students with special educational needs, have secured a differentiated approach as one of the most important postulates. In practice, when assessing the educational results of students with disabilities, teachers are faced with many problematic situations. Adaptation of such programs involves certain alignment, and a special evaluation system, which considers the specifics of the mental operations, perception, memory, development of speech functions, the pace of educational activity, as well as the specific educational capacities of each specific child. The article focuses on the potential use of rating in lessons and in extracurricular activities in primary-school classes, where students with severe visual impairments are taught in adapted programs. The study concludes it is necessary to develop a system of conditions as part of a rating model for the development of adapted programs for students with visual impairments starting from the first year of study.
Список литературы
1. Аверкин В. Н., Зайченко О. М. Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход // Народное образование. 2013. № 4. С. 89—94.
2. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. C. 121—132.
3. Бардасова И. В., Ильина И. Ю. К постановке проблемы изучения эмоционально-волевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. Пермь, 2016. С. 86—90.
4. Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса как проблема педагогической науки // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : матер. 73-й науч.-практ. конф. Ярославль, 2019. Ч. 3. С. 75—81.
5. Викторова О. Е. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 428—431.
6. Голенко Н. В., Анисимова Т. С. Педагогические условия формирования познавательной самооценки у младших школьников // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : матер. региональной науч.-практ. конф. Киров, 2018. С. 27—30.
7. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. Калининград, 2000.
8. Гуружапов В. А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Т. 4, № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50747.shtml (дата обращения: 30.04.2020).
9. Денискина В. З., Комова Н. С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 7. С. 8—19.
10. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6. С. 4—14.
11. Зволейко Е. В. Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР // Образование и воспитание. 2015. № 4. С. 71—75.
12. Наумов А. А., Ворошнина О. Р., Аюпова Е. Е. и др. Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 170—172.
13. Каракулова Е. В. Организация логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи с учетом индивидуально-типологических особенностей дошкольников с функциональными нарушениями зрения // Специальное образование. 2016. № 4. С. 16—17.
14. Кривобороденко О. Д., Харланова Г. А., Котова Н. В. Оценка достижений обучающихся // Специалист. 2016. № 3/4. С. 21—24.
15. Крючкова Т. А. Рейтинговая система оценивания обучающихся в начальной школе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (41). С. 41—45.
16. Короткевич О. В., Кулаченко М. П. Психолого-педагогические подходы к рассмотрению взаимосвязи школьной тревожности и самооценки младших школьников // Проблемы личности в современном мире : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2017. С. 210—212.
17. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019.
18. Ларина А. Б. Закономерности и принципы формирования познавательной самооценки младшего школьника // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. С. 138—143.
19. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 58—79.
20. Маряшина И. В. Модель балльно-рейтинговой системы контроля и оценки образовательных результатов по физике в средней школе // Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения компетентностного подхода. Казань, 2016. С. 39—45.
21. Нежнов П. Г. Психологические проблемы оценки образовательных результатов // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В. В. Давыдова. Волгоград, 2016. С. 164—171.
22. Молдованова Е. А., Рожкова В. И., Шахматов В. М., Янущик О. В. Опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-3. С. 585—589.
23. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий. М., 2013.
24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электрон. ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
25. Перевозный А. В. Дифференциация школьного образования: психологические основания и педагогические предпосылки реализации // Личность в современном обществе: образование, развитие, самореализация : матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук, профессора А. И. Крупнова. М., 2019. С. 217—224.
26. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 30.04.2020).
27. Ремезова Л. А., Ковалева Т. А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 99—107.
28. Селиванова О. Г., Гасникова Н. В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 119—129.
29. Скрябина Н. В. Психологическая готовность к школе детей с нарушением зрения // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : матер. Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов с междунар. участием. М., 2019. С. 95—101.
30. Суворов А. В. Проблема внутренней и внешней личностной инклюзии (на примере Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих) // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 99—103.
31. Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 30.04.2020).
32. Шамарина Е. В. Особенности выполнения учебных заданий первоклассниками с задержкой психического развития на основе дифференциации детей // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2016. № 26 (45). С. 151—157.
33. Шишмарева С. Л. Система оценки качества планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования // Практика административной работы в школе. 2016. № 6 (117). С. 3—15.
34. Чудинова Е. В., Санина С. П. Экспресс-диагностика основных метапредметных образовательных результатов в начальной и основной школе. М., 2016.