Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Эсхатология пространства в петербургском цикле Мицкевича и поэме Пушкина «Медный всадник»

Страницы / Pages
64-71

Аннотация

В центре сравнительного исследования петербургского цикла сти­хотво­рений Мицкевича («Отрывок» III части поэмы «Дзяды», 1832) и петербург­ской поэмы Пушкина «Медный всадник» (1833) — эсхатоло­гическая образ­ность двух текстов и «эксцентрический» (по Ю. М. Лот­ману) тип петер­бургского пространства. Делается вывод о том, что эсхатология Петербурга у Мицкевича связана с библейским мифом о Вавилоне, его взгляд на петербург­ское наводнение характе­ризуется условно-риторической отстраненостью. Авторская позиция в поэме Пушкина определяется присутствием наблюда­теля в простран­стве Петербурга и сопереживанием Евгению как жертве навод­нения. Пушкин совмещает государственно-апологетический взгляд на «Петра творе­нье» и экзистенциально-трагическое пере­жи­вание заброшенно­сти «ма­ленького человека» в петербургском пространстве.

Abstract

Our comparative study focuses on Mickiewicz’s Saint Petersburg poems (Part III of Dzyady, 1832) and Pushkin’s The Bronze Horseman (1833). We explore the eschatological figurativeness of the two texts and the eccentricity, as Yuri Lotman put it, of the Saint Petersburg space. We conclude that Mickiewicz’s eschatology of Saint Petersburg is linked to the biblical myth of Babylon. Nominal rhetorical detachment permeates his perception of the Saint Petersburg flood. Pushkin’s position consists of two elements: the presence of a bystander in the text and compassion for Evegenii who falls victim to the flood. Pushkin combines an apologetic statist perception of ‘Peter’s own creation’ with tragic existential realisation of the neglected state, in which the ‘little man’ lives in the Saint Petersburg space.

Список литературы

1. Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истол­кования). Париж, 1948.

2. Венцлова Т. Пушкин как неизбежный «другой» // Иностранная литера­тура. 2009. № 4. С. 267—271.

3. Герцен А. И. Соч. : в 4 т. М., 1988. Т. 2.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1973. Т. 5.

5. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики го­рода // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 208—220.

6. Немировский И. В. Библейская тема в «Медном всаднике» // Рус­ская лите­ратура. 1990. № 3. С. 3—17. URL: http://www.philology.ru/literature2/nemirov sky-90.htm. (дата обращения: 19.06.2019).

7. Немировский И. В. Зачем был написан «Медный всадник» // НЛО. 2014. № 2 (126). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/126/20n.html (дата обраще­ния: 19.06.2019).

8. Перзеке А. Б. Эсхатология поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» // Культура народов Причерноморья. 2006. № 92. С. 11—14. URL: http://dspace. nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/36722/03-Perzeke.pdf?sequence=1 (дата обращения: 19.06.2019).

9. Пушкин А. С. Соч. : в 3 т. М., 1985—1987.

10. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избр. тр. СПб., 2003.

11. Хорев В. А. Польша и поляки глазами русских литераторов. М., 2005.

12. Шубин В. Ф. К топографии поэмы «Медный всадник» // Времен­ник Пушкинской комиссии. Л., 1988. Вып. 22. С. 142—149.

13. Mickiewicz A. Dzieła. Dramaty : w 17 t. Warszawa, 1999. T. 3.

14. Miłosz Cz. Historia literatury polskiej do roku 1939. Kraków, 1993.

15. Weintraub W. Poeta i Prorok. Rzecz o profetyzmie Mickiewicza. War­szawa, 1988.

16. Zielińska M. Polacy. Rosjanie. Romantyzm. Warszawa, 1998.