Гуманитарные и общественные науки

2019 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Студенты оценивают революционные процессы: читая П. А. Сорокина, размышляя о настоящем

Страницы / Pages
87-95

Аннотация

Представлен опыт осмысления будущими социологами и политоло­гами работы П. А. Сорокина «Социология революции», прочитанной ими в рамках курса «Великие книги». Показано, как на основе анализа произведения П. А. Сорокина студенты — будущие социологи и поли­тологи осмысливают революционные процессы в России в начале ХХ в., пытаются выявить причины и факторы, вызывающие социальные по­трясения. Студенты стремятся соотнести рассмотрение эволюцион­ных изменений с кардинальными переменами в жизни общества, зафик­сировать наличие управляемых и спонтанных процессов. В эссе, являю­щихся итоговой формой осмыслния книги, обучающиеся делают выводы о возможности или невозможности революции в настоящее время.

Abstract

In analysing Pitirm Sorokin’s The Sociology of Revolution, future so­ciologists and political scientists assimilate revolutionary processes in Russia at the beginning of the 20th century and try to establish reasons and factors behind social shocks. Students seek to juxtapose the consideration of evolu­tionary changes with cardinal changes in the life of society and to register the existence of manipulated and spontaneous processes. In their essays, students arrive at conclusions about whether a revolution is possible today.

Список литературы

1. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. М., 1956. С. 5—110.

2. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической револю­ции // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 11. М., 1960. С. 1—131.

3. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.